Кинематограф, конечно же, не мог пройти мимо великолепного Конан-Дойля и самой интригующей истории про Шерлока Холмса. Я ранее уже затрагивал собак Баскервилей, но теперь, наконец, сподобился, написать чуть поподробнее о самих фильмах + вырезал фрагменты с собачками: все-таки, видеоиллюстрации лучше просто скринов )
Кадр из фильма Der Hund von Baskerville (Германия, 1914)
Экранизаций "Собаки Баскервилей" за всю историю кино сняли более двадцати. К сожалению, до наших дней дошли не все, но найти удалось довольно много. И это, честное слово, очень интересно :)
Поскольку своё исследование я посвятил не столько экранизациям вообще, сколько конкретно собакам, я вырезал из тех фильмов, которые смог найти, небольшие фрагменты с "ужасом Баскервилей" (в основном, из финальной части).
***
Как это ни странно, но первыми были немецкие кинематографисты, а не британские.
1. Der Hund von Baskerville (Германия, 1914), режиссёры Рудольф Майнерт (Rudolf Meinert) и Рихард Освальд (Richard Oswald)
Click to view
Сценарист Рихард Освальд взял за основу пьесу "Der Hund von Baskerville - Detektiv-Komödie in 4 Akten" ("Собака Баскервилей. Детективная комедия в 4 действиях" (Джулиус Филипп, 1906 год).
В этой пьесе нет Ватсона, да и в целом персонажей очень мало. Стэплтон перехватил письмо Генри Баскервиля к Шерлоку Холмсу (Алвин Нойс), и сам явился в поместье под видом знаменитого сыщика. Ну а сыщик узнает о том, что он что-то там расследует, из газеты. Разумеется, Холмс отправляется к Баскервилям, чтобы всё выяснить и спасти Генри.
В роли собаки Баскервилей - мраморный немецкий дог.
Все немецкие фильмы о Холмсе с 1914 по 1920 год - это продолжения данной картины.
2. The Hound of the Baskervilles (Великобритания, 1921), режиссер Морис Элви (Maurice Elvey)
Кадр из фильма The Hound of the Baskervilles (Великобритания, 1921)
Первая британская экранизация, в роли Холмса - Эйл Норвуд, Ватсона - Хьюберт Уиллис. Надо сказать, что сам сэр Артур Конан-Дойль чрезвычайно оценил игру Норвуда, сказав: Мистер Элли Норвуд, чье чудесное олицетворение Холмса поразило меня. Увидев его в "Собаке Баскервилей", я подумал, что никогда не видел ничего более виртуозного.
Однако претензии к картине Элви также имелись, касались они, в основном, "чудес техники" (телефонов, автомобилей и прочего, чего в реальности у сыщика тогда еще быть не могло).
Какой породы была собака я не установил, но известно, что в этом фильме для её грима использовался фосфор (чего не было у Майнерта).
Сам фильм сохранился, однако найти в свободном доступе мне его не удалось. Считается, что реставрированная копия хранится в фонде Британского института кино.
3. Der Hund von Baskerville (Германия, 1929), режиссёр Рихард Освальд (Richard Oswald)
Click to view
Рихард Освальд (тот самый, что писал сценарий к самому первому фильму об "ужасе Баскервилей") спустя время решил сам взяться за экранизацию - теперь уже не в комедийном жанре, а вполне себе в стилистике ужаса.
Для нагнетания этого самого ужаса Освальд снова обратился к драматургам - нужные добавки с потайными ходами, движущимися доспехами и прочим он нашел в пьесе Фердинанда Бонна (Ferdinand Bonn) "Der Hund von Baskerville: Schauspiel in vier Aufzügen aus dem Schottischen Hochland" (1907). Шерлока Холмса здесь сыграл американец Карлайл Блэкуэлл-старший, Ватсона - Георгий Седов, ученик Евгения Вахтангова.
Что касается собаки, то на её роль выбрали пса, хозяева которого откликнулись на объявление "Разыскивается самая большая собака Германии"
***
Все три фильма, о которых я рассказал, - немые.
Часть два - экранизации 30-х Часть 3: экранизации 50-х #моелето