"Девять дней одного года": бесчувственный идеалист vs эмпатичный прагматик

Jun 07, 2021 22:23

"Самая шестидесятническая картина" по мнению кинематографистов. Фильм однозначно знаковый для отечественного кинематографа, а потому пройти мимо - нельзя. "Физики" в шестидесятых - самые популярные люди, они двигают прогресс, они приоткрывают тайну материи для того, чтобы людям лучше жилось; в данном случае - чтобы дать людям мощнейшую энергию.



Кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Два друга - Дмитрий Гусев (Алексей Баталов) и Илья Куликов (Иннокентий Смоктуновский) - два ученых-физика. Гусев - идеалист, практик, человек, который ради готов науки отдать жизнь. Он горит своим делом и закономерно сгорает ради него. Куликов - физик-теоретик. Скептик, прагматик, человек вдумчивый, аккуратный и осторожный. Он не хуже Гусева, он другой. И таланта у него не меньше - не просто так Гусев консультируется с Ильей, когда возникает необходимость в теоретических познаниях.

А между ними - девушка Лёля (Татьяна Лаврова). Куликов любит Лёлю, готов жениться хоть завтра - да, собственно, фильм и начинается с того, что девушка собирается порвать с Гусевым, чтобы выйти за Куликова. Она любит Дмитрия, да. Но вот Дмитрий любит только науку: за шесть лет лишь несколько встреч и полное невнимание в остальное время.



Лёля (Татьяна Лаврова) и Гусев (Алексей Баталов), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Гусев считается положительным героем, но разве это так? Если бы Ромм хотел показать идеального человека, положившего себя на алтарь науки, он бы не стал вводить в повествование Лёлю, смысл которой в этой истории - показать душевную чёрствость Дмитрия, делающего всё ради человечества и не замечающего находящую рядом женщину, которая делает всё ради него самого. Причем, Гусев утверждает, что любит её.



Лёля (Татьяна Лаврова), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Как тут не вспомнить строки из Евтушенко:

Хотел я счастье дать всему земному шару,
А дать его не смог одной живой душе...
Похоже, не правда ли?

В основу сценария положена судьба неизвестного физика, облучившегося при проведении эксперимента, увы, оказавшимся неудачным. Метод этого ученого был неверным. Он погиб и был похоронен на родине, в небольшом городке; причем, даже родители не знали - чем занимался сын, от чего умер (родным сказали, что от онкологического заболевания). Но, хоть этот человек и остался неизвестным, умер он не зря - последователи, отвергнув ошибочный метод, пошли по другому пути и добились результата.



Кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Эту историю Даниилу Храбровицкому (сценаристу фильма "Девять дней одного года") рассказал академик Игорь Тамм - он и был в числе тех, кто довёл исследования до успешного финала.

Вторым прототипом Гусева стал кинорежиссёр Владимир Скуйбин, который, будучи поражён тяжелейшей болезнью (БАС, то же самое было у известнейшего физика наших дней Стивена Хокинга), до последних дней продолжал работать.

Когда мы говорили Скуйбину, что он не может поставить еще одну картину, он отвечал, что если не будет ставить, то умрет послезавтра, а если будет, то проживет еще год. „Дайте мне прожить еще год“ - вот этой теме я и посвятил картину… (Михаил Ромм "Уроки послевоенных фильмов")

Сценарий переделывался Михаила Роммом и Храбровицким неоднократно - первоначальная версия была в чистом виде производственной драмой: Гусев получал дозу радиации лишь чуть меньшую, чем Синцов, его учитель. После смерти Синцова герой, зная, что ему остался лишь год жизни, пытается завершить исследования, но не успевает.



Лёля (Татьяна Лаврова) и Гусев (Алексей Баталов), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

В следующем варианте собственно лучевая болезнь отошла в фон и на первый план вышла работа Гусева - он, уже больной, лихорадочно продолжает исследования, не сдаваясь даже после потери зрения.

В финальном варианте, как мы знаем, Гусев не ослеп, да и смертельной была не та доза, которую он получил ранее, а "добавка" при новом эксперименте. Честно говоря, на мой взгляд, здесь была ошибка.

Не спешите, уважаемые читатели, меня проклинать за эти слова ))) Я сейчас всё объясню.



Гусев (Алексей Баталов) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Я считаю, что есть огромная разница в том, как было получено радиационное облучение. Одно дело - если это неконтролируемый процесс, случайная доза в результате чего-то, чего и предположить не могли. Другое дело - то, что можно назвать (если называть вещи своими именами) преступной халатностью. Именно второй вариант мы и видим в фильме - Гусев рискует без какой-либо необходимости.

При этом, прекрасно зная, что уже превысил все мыслимые пределы, к врачам не обращается. А зачем? Это же так не геройски - к врачам-то. То ли дело - довести себя до ручки, а потом требовать от медицины чуда.



Лёля (Татьяна Лаврова) и Гусев (Алексей Баталов), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

Второе - отношения с Лёлей. Можно было бы понять его холодность, если бы ему оставался год - да, здесь всё понятно: и желание бросить все силы на работу, и желание отстраниться, чтобы любимой жене потом не было очень больно от его потери.

Но Гусев весь в себе с самого начала, все шесть лет их отношений. При этом он благосклонно принимает жертву Лёли и спокойно женится на ней... чтобы потом воспринимать как мебель или как кухарку. По-моему, полное свинство...

Да, конечно, можно сказать, что я придираюсь, но тогда я вообще не понимаю - зачем это было показано? Чтобы зритель понял: вот так и надо поступать - плевать на близких?

Ответ даёт сам Ромм в одной из своих лекций, говоря о фильме "Мичурин" Александра Довженко:

Под видом жизни Мичурина рассказывается история творца. Сажает ли он сад, ставит ли картину, пишет ли он или, подобно Микеланджело, высекает из мрамора - это не так важно, но вы явно чувствуете, как через историю Мичурина человек говорит, что, тот, кто обречен на творчество, превращается в своего рода страстотерпца. Он может стать грубым, злым, может не заметить собственную жену, вспомнит только, когда она умрет и окажется, что он всю жизнь обижал ее, потому что не замечал, потому что все было подчинено творчеству, но простите ему эту грубость, эту злость, он - человек, обреченный на творчество.

Скажите честно - кому-нибудь хочется быть рядом с таким человеком? Неважно кем - женой, мужем, родителем, ребенком, другом? Мне - нет. И если бы Лёля была моей сестрой или дочерью, я бы убеждал её бежать от человека, её не уважающего.



Гусев (Алексей Баталов) с отцом (Николай Сергеев) , кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

А сцена в больнице, когда Лёля и Илья ждут Гусева несколько часов в то время, как он (прекрасно зная, что его ждут) разгуливает по больнице и беседует едва ли не со всеми, кто попадается ему на пути... это инфернально, на мой взгляд. И нет, я не могу согласиться с Роммом, что надо прощать таких людей.

Если ты не помнишь о близких - уйди в "пещеру" и занимайся там творчеством, сколько влезет, а не эксплуатируй близких, воспринимая их как прислугу, обязанную дышать через раз потому, что такой великий человек позволил им убирать за собой и кормить "творческого барина". Я не прав?



Лёля (Татьяна Лаврова) и Куликов (Иннокентий Смоктуновский), кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

А вот Илья Куликов. Он ироничен, умен, талантлив. Он на своем месте - и он занимается, в том числе, тем, чтобы теоретическими расчетами помочь другим не погибать от неизвестных опасностей. Он умеет любить, он умеет прощать, и он - настоящий Друг.

Мне лично импонирует Куликов - в том числе, отсутствием пафоса. Он честен, и он говорит истинную правду, отвечая на вопрос Гусева о том, ради чего он работает. "Мне просто интересно. Это упражнение мозга. Я не могу не думать". Это классно и это потрясающая искренность. Все творческие люди работают исключительно потому, что им интересно. Но одни умеют это признавать, а другим для чего-то надо нагромоздить высоких слов. Для чего? Чтобы выглядеть значительнее?

Ученое сообщество также неоднозначно восприняло героев - далеко не все симпатизировали Гусеву, и мнение коллег персонажей фильма разделилось: многие считали, что именно Илья Куликов является наиболее типичным представителем "физиков".



Свадьба Лёли и Гусева. Кадр из фильма "Девять дней одного года" (1961)

В заключение мне хочется отметить потрясающие диалоги в картине "9 дней одного года" - особенно, разговоры на свадьбе. Это уже потом подобные разговоры растащат по множествам фильмов, они станут избитым штампом, иногда похожим на пародию (например, в фильме "Семья как семья") , но тогда, в 61-м, это было необыкновенно свежо и интересно.

Поскольку в чек-листе #этолето день рождения Татьяны Лавровой не отмечен, то отмечу его в рамках дыбра #моелето
По чек-листу - сравнение кого угодно с кем угодно

этолето, #этолето, Советские фильмы, 60-е, моелето, Фильмы про ученых, #моелето

Previous post Next post
Up