"В добрый час": версия 1956 года против версии 1973

Jan 16, 2021 02:47

Виктор Розов - известный в Советском Союзе драматург, его пьесы шли во многих театрах, а также были неоднократно экранизированы как у нас в стране, так и за рубежом.



Андрей (Леонид Харитонов), кадр из фильма "В добрый час!" (1956)

"В поисках радости" была первой экранизированной пьесой драматурга. За постановку в 1956-м году взялся Виктор Эйсымонт, известный на тот момент, в основном, по его детским фильмам ("Огни на реке", "Два друга", "Судьба барабанщика").

Однако до этого был триумфальный спектакль в Центральном детском театре - его поставил дебютант Анатолий Эфрос. Желающие могут и сейчас прикоснуться к знаменитому спектаклю - правда, в аудиоверсии, но и она прекрасна, на мой взгляд. Кстати, роль Алексея там сыграл Олег Ефремов, Вадима - Олег Анофриев, Афанасия - Лев Дуров.

Двое актёров, занятых у Эфроса, снимались также и в фильме. Это Людмила Чернышёва (Анастасия Ефремовна Аверина, мать Андрея и Аркадия) и Олег Анофриев (Вадим, приятель Андрея).

Также есть телеспектакль 1973-го года, подготовленный Ленинградским телевидением, - увы, крайне слабый, со странным актёрским составом, будто бы приглашенным из не самой качественной самодеятельности. Я бы даже и сравнивать фильм и телеспектакль не стал, если бы ряд моментов не подчеркивал и крайне удачный кастинг кинокартины, и её качество в целом.



Аверины-старшие, телеспектакль "В добрый час!" (1973)

Пётр Иванович Аверин (Виктор Хохряков) - столичный профессор. Он, как водится, весь в своих делах, поэтому дома всем заправляет его жена, Анастасия Ефремовна, дама не простая. Аверина - истинная хозяйка дома во всех смыслах: она и порядок поддерживает, и о пище насущной заботится, и всё решает, и сыновей воспитывает. Правда, она до сих пор не догадывается, что сыновья уже давно не дошкольники, что пора бы им самим свою жизнь выстраивать, а подчиняться маме, которая, лучше знает, что мальчикам надо: где им учиться, с кем общаться, что делать...

Честно говоря, даже странно, что при такой матери и отце, почти не вмешивающимся в воспитание детей, парни выросли, хоть и мямлями, но способными на решительные поступки. Впрочем, мать не зря волновалась за сыновей, считая их ведомыми (а какими еще они могли быть при таком воспитании?) - ведь и решительные поступки Андрей с Аркадием совершают под влиянием друзей. Хорошо, что вовремя нашлись те, кто повлиял в нужную сторону.



Андрей, кадр из телеспектакля "В добрый час!" (1973)

Розов вспоминал, что Людмиле Чернышёвой, исполнительнице роли Анастасии Ефремовны, далеко не сразу удалось "поймать" образ. Неудачные репетиции чуть было не вынудили Эфроса отказаться от этой актрисы, но, к счастью, Чернышёва сумела перестроиться от детских ролей, которые она ранее играла, до очень взрослого и очень трудного образа Авериной, и персонаж в результате получился очень ярким и очень узнаваемым, вызывающим и раздражение, и жалость. и симпатии.

Хотя весь актёрский ансамбль фильма "В поисках радости" крайне удачен (именно как ансамбль), думаю, главная удача здесь - Леонид Харитонов в роли Андрея. Персонаж ведь отрицательный по сути, и только обаяние Харитонова дало возможность из избалованного профессорского сыночка сделать парнишку, подающего надежды, в которого можно верить. И можно верить в то, что он найдет свой путь, с которого его уже никто не свернет.

В этом плане неудачен выбор актера (Андрей Ягодин) в телеспектакле Ленинградского телевидения . Паренек - вообще никакой. Мамсик с замашками детсадовца. И когда в финале идет его монолог о поиске своего настоящего дела, то это воспринимается исключительно как восторг ребенка перед новой игрушкой. "Ну да, - подумал я, - приедет такой в Сибирь, столкнется с трудностями, завопит плаксиво "Мааа-ма!" и уедет к маме под крылышко".



Аверина (Людмила Чернышёва), Андрей (Леонид Харитонов) и Алексей (Леонид Давыдов-Субоч), кадр из фильма "В добрый час!" (1956)

Алексей, двоюродный брат Андрея, приехавший в Москву из Сибири, является в данной истории резонёром. Одно из самых сложных амплуа, на мой взгляд, так как отыграть его, не скатившись в скучное пафосное морализаторство, крайне сложно. И насколько тонким должно быть мастерство актёра, чтобы прямолинейность не свести к хамской грубости (как это случилось в телеспектакле).



Алексей и Вадим, кадр из телеспектакля "В добрый час!" (1973)

А ведь Леонид Давыдов-Субоч, сыгравший эту роль в фильме, был не только кинодебютантом, но и всего лишь начинающим студентом! Однако его игру я могу смело сравнить с игрой Олега Ефремова в постановке Эфроса и, пожалуй, новичок не только не уступает профессиональному актеру с опытом, но в ряде моментов его превосходит.

Алексей в фильме - спокойный и рассудительный парень, деревенский в лучшем смысле этого понятия - он серьезен, уважителен, деликатен. И да, все это отлично сочетается с прямотой и абсолютной уверенностью в правильности своих взглядов.

Ей-богу, стоит посмотреть и телеспектакль, и послушать спектакль с Ефремовым, чтобы понять в полной мере - насколько хорош Давыдов-Субоч. К сожалению, он почти не играл в кино, и я считаю, что кино от этого много потеряло.



Вадим (Олег Анофриев) и Алексей (Леонид Давыдов-Субоч), кадр из фильма "В добрый час!" (1956)

Но вернемся к сюжету фильма, основная интрига которого закручивается вокруг выбора пути вчерашними школьниками. Одни из них твердо уверен в будущей профессии, другие (Андрей, в частности) плывут по течению, повинуясь родительским указаниям. А приятель Андрея, Вадим (Олег Анофриев) не просто уверен в своем предназначении, но уверен также, что ему, профессорскому сыну, двери в будущее должны открывать просто за то, что он сын.

И смотрите какая штука... Это ведь 56-й год! Здесь еще не идет речь о взятках, здесь пока только кумовство, но ведь оно зародилось еще тогда, а отнюдь не в современном времени. И к 80-м расцвело буйным цветом, увы...

Моя оценка фильма - 5

Моя оценка телеспектакля - 2

Молодежное кино, Фильмы про студентов, 50-е, Советские фильмы, Фильмы про артистов

Previous post Next post
Up