Нестандартная история, снятая режиссёром Эдуардом Гавриловым по мотивам рассказа Галины Щербаковой "Дядя Хлор и Карякин". Для кино писательница несколько переделала рассказ, что пошло на пользу - герои фильма выглядят в ситуации более правдоподобно.
Фролов (Георгий Бурков) и Валентина (Елена Майорова), кадр из фильма "Двое и одна" (1988)
Фотокорреспондент маленькой газеты Всеволод Фролов (Георгий Бурков) однажды знакомится с молодой женщиной Валентиной (Елена Майорова). Повод для знакомства - порвавшийся пакет с продуктами. Неприятность произошла поблизости от дома Фролова - он и пригласил Валентину к себе, чтобы помочь с сумками. Далее он едет провожать новую знакомую к электричке, не успевает вовремя выйти из вагона и, раз уж такое дело, провожает её до дома.
Женщина давно разведена, есть маленькая дочь Оля, которая ходит в садик на пятидневку. Живут они в съемной комнате у бабы Маши (Надежда Федосова). Бабка одинока, а потому принимает живое участие в жизни Валентины и помогает ей с дочкой. На Фролова баба Маша реагирует отрицательно, внушая подопечной, чтоб та не привечала мужика, ибо "от мужиков дети бывают".
Валентина (Елена Майорова) и баба Маша (Надежда Федосова), кадр из фильма "Двое и одна" (1988)
Но одинокий мужчина тянется к Валентине - он не красавец, не богат, не знаменит, но добр и внимателен, а главное - с серьезными намерениями. Жить бы им долго счастливо, но Валентина погибает буквально спустя пару месяцев после знакомства. Всеволод, привязавшись за это время к маленькой Оле, берет девочку к себе, так как родственники остались только дальние, и обуза им не нужна, а где отец - неизвестно.
Оля (Маша Комаринская), кадр из фильма "Двое и одна" (1988)
Через некоторое время появляется и биологический отец, с изумлением узнавший о наличии у него дочери. Андрей Корякин (Юрий Астафьев) - так себе папаша, конечно, но какой есть. Вот только Оля уже привыкла к "дяде Хлору" (так она, чуть картавя, называет Фролова) и совершенно не хочет ехать с незнакомым дядькой. Да тот особо и не рвется стать настоящим отцом, разве что гложет его ревность да чувство собственности - как это его, такого замечательного, дочь признавать не желает?
Корякин, отец Оли (Юрий Астафьев) и Фролов (Георгий Бурков), кадр из фильма "Двое и одна" (1988)
Мне не хотелось бы пафосно вещать о высокоморальных советских людях и прочем, так как ситуация в фильме - не об эпохе, а о людях. Такое могло произойти где угодно, в какое угодно время, но, конечно, не с кем угодно. И я не вижу тут фантастичности: да, разумеется, мужчин (впрочем, как и женщин), готовых усыновить чужого ребенка, не так уж много. Но ведь для художественного произведения норма - рассказывать о необычных историях, главное, чтобы была внутренняя логика повествования.
А здесь она есть. И любому мыслящему человеку совершенно понятно - почему герой Буркова решил оставить девочку у себя: всё предельно логично, как логично и поведение Корякина, жившего безбедно и свободно, но вдруг срывающегося к ребенку. Впрочем, если бы не Фролов, вряд ли Андрей заинтересовался бы дочерью.
Моя оценка - 4
От А до Я. Советское кино 1986 - 1989 гг. Перестройка