Голубой портрет (1976)

Aug 17, 2020 10:02

Вот! Здесь есть, как раз, то самое, чего мне не хватило в экранизации "Вино из одуванчиков" - ощущение долгого-долгого детского лета, множество событий внутри одного дня, но таких событий, будто ничего особенного и не происходит, только... помнить это все ты будешь и годы спустя, как запомнила бабушка Тани мальчишку из своего детства. И еще таких событий, когда внутреннее важнее внешнего.



Кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1976)

А еще это лето заканчивается совершенно внезапно, и ты чувствуешь обиду - как будто кто-то обманул и вырвал из календаря половину дней. И хоп! После первого августа сразу 25-е, а где остальное? Стой, лето, мы еще не успели...


Героям лет по 11-12. Алёша (Валерий Савищев) - деревенский. Мамы у него нет - она ушла из семьи и уехала, бесследно исчезла. Алёша живет с отцом, помогает по хозяйству, пасёт корову. Там, на выпасе, он и познакомился с мальчишками-дачниками - задиристыми, ищущими конфликта. И с девочкой Таней (Дарья Михайлова, кинодебют), которая желала, чтоб её называли Танькой. Тане скучно, в Тане пробуждается женственность, она хочет испробовать её на всех - или, хотя бы, на этих двух: Алёше и Витьке, предводителе дачных.



Алёша (Валера Савищев), кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1976)

С Витькой получается, а с Алёшей не особо - паренёк отдалён от этой городской благополучной девочки. Во-первых, она слишком "не такая"... во-вторых, ему не до неё... в-третьих, у него есть мечта и важная цель: Алёша хочет во что бы то ни стало успеть доделать воздушный шар и полететь до конца лета - потому что в следующем году он может оказаться слишком тяжелым для самодельного шара.



Таня (Даша Михайлова)кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1976)

Юный воздухоплаватель не зовет Таню с собой - она сама его выслеживает. Она полна той внутренней уверенности, которая дает ей возможность не бояться быть навязчивой, она желает покорить этого мальчишку. Слово за словом, дело за делом - ребята сближаются. И, узнав, что у шара нет обшивки, предлагает принести бабушкины шёлковые шторы - потому что они всё равно лежат просто так и никому не нужны.



Бабушка (Варвара Сошальская-Розалион), кадр из фильма "Вино из одуванчиков" (1976)

Конечно, она не собирается никому сообщать об этом заимствовании, бабушка (Варвара Сошальская-Розалион) лишь случайно оказалась дома, а прояснив ситуацию... не только соглашается отдать шторы, но и собственноручно сшить чехол для шара. Ребята удивились такому странному поведению бабушки - меньше всего можно было ожидать от кого-то взрослого искреннего содействия в подготовке к опасной авантюре...

Позже, конечно, всё выяснится, но важно совсем не это, а, как я уже писал выше, атмосфера. И то, что происходит внутри у каждого из героев...

Кое-кто "Голубой портрет" сравнивает с фильмом "Сто дней после детства", но - нет. Ничего общего. А вот с книгой "Вино из одуванчиков" параллелй много. По-моему, истоки там, у Брэдбери.

Моя оценка фильма - 4+
От А до Я. Советское кино 70-х. Прекрасное прошлое

Фильмы про подростков, Лето, 70-е, Советские фильмы, От А до Я

Previous post Next post
Up