Это могло бы быть прекрасно, если бы режиссёр вспомнил о зрителях. Увы, биографический фильм Виктора Соколова о великой актрисе Вере Комиссаржевской снят им для себя и для тех, кто знаком с её жизнью и творчеством. Если же вам интересен её творческий путь (а она действительно была необычным человеком), то имеет смысл сначала ознакомиться с биографией, хотя бы кратко, а уж потом смотреть фильм.
Вера Комиссаржевская (Наталья Сайко), кадр из фильма "Я - актриса"
Автор сценария - Семён Лунгин. Очень хороший сценарист, так, он причастен к фильмам «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «внимание, черепаха!», «Розыгрыш» и другие. Но начальный сценарий подвергся правкам режиссера. В воспоминаниях Соколова есть такие строки:
Главное, к чему мы тогда пришли было то, что фильм должен быть о Душе Художника. Мы выбросили даже остатки сценарных любовных перипетий. В самой жизни Комиссаржевской было много любви, театральности. Настоящий символизм в духе времени. Можно было поставить увлекательный изощренно-сексуальный костюмный фильм. Отказавшись от всего этого, мы, подобно правоверным мусульманам, устроили себе полный шахсей-вахсей.
Фёдор Комиссаржевский (Юрий Цветов) с Верой, кадр из фильма "Я - актриса"
Но… какой мог быть «изощренно-сексуальный» фильм в 1980-м году? Да и трудно предположить, что Лунгин стал бы писать такое - да, какие-то любовные перипетии могли иметь место, но вряд ли подробные, поскольку Комиссаржевская после тяжелого развода в юности сама говорила:
Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего - разве сама в себе получу полное разочарование.
От такого и человеку с крепкими нервами станет не по себе... Кадр из фильма "Я - актриса"
А вот при перекраивании сценария совершенно точно ушла связность и постепенное узнавание героини. Первые минут 20-30 смотреть очень тяжело, поскольку непонятно - всё. Фильм начинается с «конца» - то есть, незадолго до смерти героини. Популярный прием, только в данном случае складывалось ощущение, что это вторая серия. Поняв, что серия всего одна, я поставил на паузу и отправился читать о Комиссаржевской, чтоб хоть немного разобраться что к чему.
Максим Горький (Афанасий Кочетков), кадр из фильма "Я - актриса"
Однако поставить на паузу и немедленно найти информацию возможно в современном мире, а в 80-м году? И я не удивлен, что фильм в результате оказался в числе забытых - настолько, что на Кинопоиске к нему не то, что рецензий нет, а даже и оценок. Авторы фильма относят невостребованность к «отсутствию пошлости», цитирую Соколова:
Я понял: публику в зал не жди. Сам бы я на такой шаг не решился, потому что в душе - киношник. Мне зал необходим, но тут нужно отдать должное Щеглову (художник фильма) с Федосовым (оператор). Оба они твердили: «Пусть из десяти зрителей только один поймет, ну, будут вставать и уходить… ты выдержишь?» Едва не плача, я говорил: «Нет, не выдержу». А они снова за свое, что мне, дескать, необходимо этому научиться, иначе не миновать слащавой пошлости.
Сёстры Надежда (Гражина Байкштите) и Вера Комиссаржевские, кадр из фильма "Я - актриса"
Нет. Нет и еще раз нет. Причина неуспеха - в невнятности и в том, что авторам не удалось рассказать об этой необыкновенной женщине так, чтобы зрители могли понять её и сопереживать. Это очень обидно, поскольку и работа художника, и работа оператора - замечательны, им действительно удалось визуальными средствами передать хрупкость мятущейся души.
И Наталья Сайко, играющая Веру Федоровну - великолепна: здесь есть и портретное сходство, и, что важнее, глубокое понимание персонажа. В связи с чем опять обидно - из-за невнятного построения фильма Сайко «потеряла» в своей фильмографии эту роль, несомненно украшающую ее творческую деятельность. При том, что картину не задвигали на полку, строго наоборот - для доброжелательной рецензии на нее даже в газете «Правда» место нашлось. Но, что в «Правде», что в «Советском экране» главную причину неуспеха пытаются представить как достоинство:
Но авторы фильма не хотят следовать тем канонам жанра, по которым жизнь великого человека, кто бы он ни был, прилежно укладывается в похожие схемы. Они не ставят себе целью подменить учебник или критическое исследование, не стремятся достичь максимальной полноты изложения.
Напротив, судьба Комиссаржевской предстает перед нами в серии коротких фрагментов, несвязанных друг с другом постоянным сюжетным ходом. И что-то, с точки зрения историка, важное, в этой судьбе опускается, а что-то на первый взгляд совершенно случайное развертывается в подробную, насыщенную оттенками картину. (Римма Кречетова «Цена вдохновения», «Советский экран», декабрь1980 года)
Не с точки зрения историка, а с точки зрения тех, кто фильм смотрит. Фрагментарность, конечно, может быть интересным творческим ходом, но лишь при рассказе об очень известном человеке, чью биографию зритель хорошо знает. А здесь - увы…
Тем не менее, фильм к просмотру рекомендую - только не поленитесь предварительно о Вере Федоровне узнать немного подробнее: тогда впечатление будет совсем другим.
Вера Комиссаржевская в роли мадмуазель Нитуш, кадр из фильма "Я - актриса"
Кстати. В картине «Я - актриса» есть эпизод, посвященный недолгому периоду работы Комиссаржевской в Театре музыкальной комедии. У актрисы был замечательный голос, который исчез после простудного заболевания, однако в этом жанре она поработать успела. В эпизоде, о котором речь, показан фрагмент оперетты Флоримона Эрве «Мадмуазель Нитуш». Той самой, которая легла в основу фильма «Небесные ласточки» . Но… кто же автор музыки к арии про Бабетту и Кодэ? Эрве или Лебедев?