Мелодрама с детективным уклоном. Экранизация одноименной повести Игоря Голосовского. Если вы её читали, то фильм покажется вам плоским и слабеньким, так как многое из книги просто невозможно перенести на экран. Однако, если не читали, то посмотреть вполне стоит, хотя бы из-за Сергея Паршина, исполнившего главную роль.
Та самая картина, кадр из фильма "Алый камень"
Наташа (Ирина Розанова) и Матвей (Степан Старчиков) - счастливая влюбленная пара. Ребята только что поженились и направляются на теплоходе к месту работы мужа, геолога и художника. Ночью на судне возникает пожар, супруги теряют друг друга, и уже находясь в воде, Наташа видит, как на Матвея обрушивается горящая балка.
Наташа (Ирина Розанова) и Матвей (Степан Старчиков), кадр из фильма "Алый камень"
И сама Наташа была на волосок от гибели - она почти доплыла до берега, но утонула бы, если б её не спас Степан Егорышев (Сергей Паршин). Степан вытащил девушку из воды и принес в дом, где квартировал сам. Пока Наташа выздоравливала, Степан влюбился, хотя и знал, что его избранница не свободна. Вот только Матвея разыскать так и не удалось - ни среди жертв, ни среди живых. Впрочем, Наташа, видевшая мужа погибающим среди огня, ни на что и не надеялась.
Наташа и Степан (Сергей Паршин), кадр из фильма "Алый камень"
Степан, столичный студент, находящийся в Сибири на практике, уезжая в Москву, уговаривает Наташу ехать с ним - девушка росла в детдоме, родных нет, и оставить возлюбленную одну парень не может. Конечно, он понимает, что на взаимность надеяться глупо, но, хотя бы, просто помочь…
Наташа поступает в институт, Степан для неё - верный друг, не более. Но годы идут, боль потери становится тише, и, в конце концов, Наташа соглашается выйти замуж за Степана. Он счастлив, хоть и неполноценно - зная, что жена никогда не полюбит его, он довольствуется малым - жить с ней, жить ради неё.
Сергей, его мать (Раиса Рязанова) и Наташа, кадр из фильма "Алый камень"
Однажды, приехав на дачу к другу, Степан обнаруживает там картину, подписанную именем пропавшего Матвея Строганова. Парень приходит в чрезвычайное волнение, вот только друг понятия не имеет - откуда эта картина, так как она досталась ему вместе с дачей. А бывший хозяин дачи уже умер. Егорышев, не долго думая, выпрашивает картину и привозит домой. Вскоре выясняется, что Матвей не погиб в том пожаре, так как картина написана позже. Но с момента трагедии прошло девять лет, и где теперь искать Строганова - непонятно.
Степан и Наташа, кадр из фильма "Алый камень"
Степан, своими руками разрушивший хрупкое равновесие в семье, попал в ловушку - он не может теперь остановиться. Призрак из прошлого не просто вернулся, он обрел, так сказать, плоть и кровь, и больше ничего не остается делать, кроме как разыскать Матвея - ведь Наташа для Егорышева потеряна в любом случае…
Еще одна картина Матвея, кадр из фильма "Алый камень"
И вот здесь хотелось бы порассуждать о мотивах Степана и причинах «урезания» повести для целей экранизации. В первоисточнике чувства Степана, хотя и имеют значение, но основной акцент смещен на важные дела, ради которых люди в целом готовы жертвовать своим личным. У каждого из героев самым важным является своё, а метафорически это названо «алым камнем» - редчайшим металлом, которым был одержим учитель Матвея.
В фильме вся история Алого камня не вошла, он упоминается вскользь, а на первый план здесь выводится сам Степан - его чувства и его драма. В самом деле - зачем он принес домой картину Матвея, ведь Наташа даже не сомневалась в смерти Матвея? Егорышев совершенно спокойно мог скрыть находку. Я не знаю - как бы я поступил на месте героя, но одно понятно - жить, вздрагивая от страха, что соперник обнаружит себя, тоже не сладость. Пожалуй, выбор Степана целесообразен и с рациональной точки зрения - уж лучше взглянуть своему страху в лицо и ускорить развязку. А там уж пусть будет как будет.