34-й скорый (1981)

Sep 04, 2019 09:02


Практически первый советский фильм-катастрофа, снятый в полном соответствии с каноном жанра. Нет, я не забыл об «Экипаже» и других, я заостряю внимание именно на жанровой стилистике. Режиссёр картины Андрей Малюков, которого мы знаем по фильмам «В зоне особого внимания», «Мы из будущего» и другим, а от себя лично я добавлю запоминающийся сериал «Мосгаз».



Серафима (Елена Майорова) и Муханов (Александр Фатюшин), кадр из фильма "34-й скорый"

34-й скорый отправляется из Москвы переполненным, не всем желающим хватает билетов, и Саша Муханов (Александр Фатюшин) договаривается с симпатичной проводницей Серафимой (Елена Майорова), что она его как-нибудь устроит.



Валерий Рыжаков и Ирина Печерникова в фильме "34-й скорый"

Их разговор слышит другой «заяц» (Валерий Рыжаков) и, шантажируя Серафиму, проникает в вагон вместе с женой (Ирина Печерникова). Странный ход, если подумать… проникнуть - это половина дела, главное, чтоб место нашлось, а вероятность этого падает при наличии конкурента. Но бегать по всем вагонам мужчине лень (как лень было взять билеты заранее и многое другое).



Борис (Альгимантас Масюлис) и Михаил (Лев Дуров), кадр из фильма "34-й скорый"

Среди пассажиров наши главные герои - артисты цирка. Дрессировщик Борис (Альгимантас Масюлис) и клоун Михаил (Лев Дуров). С ними в прицепном вагоне следуют лошади Бориса. На первый взгляд совершенно непонятно - что объединяет высокомерного эгоиста Бориса и добродушного клоуна. Им-то и предстоит раскрыться в процессе этой истории.



Серафима и "спекулянт" (Вячеслав Езепов), кадр из фильма "34-й скорый"

Также в вагоне едет некий «спекулянт» (Вячеслав Езепов) со множеством сумок, выкупивший купе целиком, и проводница надеется уговорить его пустить безбилетников.).



Клоун Михаил среди курсантов. Юра (Александр Рыщенков) и Рита (Марина Шиманская), кадр из фильма "34-й скорый"

Юра (Александр Рыщенков) - курсант Пожарно-технического училища, он направляется к месту учебы в сопровождении новоиспеченной супруги Риты (Марина Шиманская) и двух друзей.

Общаясь с Серафимой, Муханов влюбляется в неё. У парня совершенно срывает крышу, и он перестает понимать - что творит. Опасный человек. Вообще я бы сказал, что мужчины, с порога предлагающие жениться, явно неадекватны (и, кстати, это один из признаков абьюзера). И здесь его сущность проявляется в полной красе, причем, на мой взгляд, абсолютно правдоподобно, не смотря на все странности. Он мне напоминает Егора из «Белого ворона»… Тот же типаж.



Кадр из фильма "34-й скорый"

Именно безалаберность Муханова становится причиной пожара, а эгоизм некоторых других пассажиров усугубляет масштабы трагедии. Все происходит в полной мере в соответствии с известной сентенцией: героизм одних - это всегда результат разгильдяйства других.



Кадр из фильма "34-й скорый"

Фильм снят по мотивам реальной трагедии, произошедшей 27 февраля 1977 года. Пожар, разгоревшийся из-за небрежности нетрезвой проводницы (предположительно), унес семнадцать жизней. Среди них - трое курсантов-пожарных (Михаил Жуков, Виктор Иванов, Юрий Малышев), которые до последнего спасали пассажиров. По некоторым сведениям (неточным) в том поезде, как и в фильме, присутствовали и лошади, и клоун, и мамы с маленькими детьми…



Работник вагона-ресторана Сашка (Александр Пятков), кадр из фильма "34-й скорый"

Проводница Серафима в фильме, к счастью, причастна к пожару лишь косвенно, её вина только в добросердечии. Да, нарушила инструкцию и взяла безбилетника. Но это не преступление. А «к счастью» - потому что создатели фильма не стали зацикливаться на конкретном случае (тем более, что вина проводницы не доказана), а показали ситуацию часто встречающуюся, когда из серии нелепых случайностей вырастают глобальные проблемы.



Кадр из фильма "34-й скорый"

Критика. Да, я в курсе, что фильм «34-й скорый» нещадно критиковали, прежде всего - профессиональные пожарные. Считаю такую критику крайне глупой - художественное произведение, во-первых, не может являться инструкцией «как вести себя при техногенной катастрофе», а, во-вторых, каждый, кто хоть раз побывал в экстремальной ситуации, знает, что даже те, кто не впадает в панику, а способен действовать быстро и чётко, зачастую не в состоянии учесть все нюанс. Это легко сделать, наблюдая со стороны, но не тогда, когда на тебя рушатся горящие конструкции, всё в дыму, а кругом паникующие люди.

Не говоря уже о том, что реальные угрозы при пожаре в поезде (задымление и раскаленный жар от стен вагона) не кинематографичны. Никому не нужен фильм, 80% действия в котором происходит при сильном задымлении…



Кадр из фильма "34-й скорый"

Сравнения же с «Экипажем» вообще не корректны. Ляпов там не меньше, а больше, сама же картина не является фильмом-катастрофой в полной мере. И если сократить историю «Экипажа» до одной серии, оставив только саму трагедию, впечатление будет совершенно другим…



Кадр из фильма "34-й скорый"

И отдельно хочу сказать о саунд-треке. Композитор - Марк Минков. Им было написано три песни, из которых в картину включена только одна - «Из памяти уходят имена», а спел её Альберт Асадуллин. Но популярной песня стала в исполнении Яака Йоалы после выпуска авторской пластинки Минкова «Парад Планет»

image Click to view



Мелодия второй песни («Когда-нибудь») звучит в финале, без слов. Неведомо почему она была исключена, подозреваю, что причина в авторе слов - текст к песне написал Андрей Макаревич. Когда я купил пластинку, я обомлел - песню на стихи Макаревича исполняет Валерий Леонтьев. Это было чем-то из области фантастики, но, надо отдать должное - композиция получилась замечательно.

image Click to view



И третья песня («А знаешь, всё еще будет») вообще не вошла в фильм даже мелодией. Подозреваю, что она должна была звучать в эпизоде свадебного празднования в вагоне, когда по радио объявляют концерт для молодожёнов. Там за кадром звучит аранжировка мелодии «Когда-нибудь». Всё на той же пластинке «Парад планет» песня прозвучала в исполнении Аллы Пугачёвой.

80-е, Железная дорога, Советские фильмы, Фильм-катастрофа

Previous post Next post
Up