Аэроград (1935)

Jul 14, 2019 22:44


Скажу честно, первое впечатление от фильма «Аэроград» укладывалось во фразу «это феерический дурдом». Да, сейчас всё это выглядит наигранно и смешно, да, сценарий - ни о чем, монологи - пафосные митинговые выступления, вообще сплошной пафос и пропаганда. И даже до конца досматривать не хотелось, но моё правило - постараться досмотреть, даже если не нравится. И в данном случае я не ошибся.

Нет, не появилось ни занятного сюжета, ни чего-то другого, что могло меня заинтересовать, появилось другое…



Сергей Столяров в фильме "Аэроград"
Наверное, другое - это та самая эстетика Довженко, которой восхищаются профи киноведения. Мне, простому зрителю, не знакомому с терминологией, ищущему в кино прежде всего, нечто, что отзовется в душе, да еще и не визуалу, довольно сложно восхищаться этой самой эстетикой, но вот в «Аэрограде» я её, кажется, уловил.



Тигрятник-партизан Степан в фильме "Аэроград"

И действительно богоподобный лётчик Володя (Сергей Столяров) - в красивом кителе на фоне замызганных изб и ватников крестьян - выглядит неким посланцем из будущего, человеком, который уже как бы живет в ином времени. Его профессия тоже футуристична, недаром герои то с удивлением, то с восторгом говорят о том, что мир стал ближе, что расстояния сокращаются, а потому и люди сближаются. Даже само то, что Володя «улетает» воспринимается как путешествия на Машине Времени: вот он вполне себе буднично сгонял в своё время, а теперь вернулся в прошлое и прогрессорствует, помогая настоящему стать тем будущим, из которого он прибыл.


Нехороший человек в фильме "Аэроград"

Это очень символично, учитывая, что последняя роль Столярова - Дар Ветер в экранизации «Туманности Андромеды». И как будто протянулась ниточка из этого времени в то, древнее и глухое. Кстати, Столяров стал также прототипом для статуи «Рабочий и Колхозница».
Когда у меня появилась такая ассоциация, я крякнул, изумился и… пересмотрел фильм заново, уже с этой позиции. И реально восприятие изменилось, оно стало другим - как у настоящего попаданца. Ну а пафос… так ведь и не могло быть другого: при всех прочих равных фильм снят на переходе от немого кино к звуковому, и декларативность пришла из немого, а до времени, когда на экране попробуют воплощать естественность, кинематографу еще надо было дорасти. А в те времена… это было как комикс, только в движении.
Есть еще момент, о котором я подумал… Всё-таки, большая разница - смотреть такой фильм дома (неважно - на смарте, на большом телевизоре) или в кинотеатре. В своё время я сознательно не смотрел дома ни «Титаник», ни «Властелин колец» - потому что это надо видеть в кинозале. Прошу прощения за сравнения, но смысл его не в сюжетной линии, а в ОГРОМНОСТИ и мощи «Аэрограда». Если же этот компонент отсутствует, то теряется половина задумки.



Японский диверсант в фильме "Аэроград"

Отдельно хочу отметить эпизод, который меня очень рассмешил связкой с нашей современной жизнью: охотник и бывший партизан Степан преследует японского диверсанта. Естественно, догнал и собирается пустить в расход, но диверсант просит минуточку для последнего слова. В последнем слове, само собой, демонстрирует агрессию и ненависть, а в какой-то момент достает бумажку и заканчивает пламенную речь уже по бумажке. КАК я хохотал - непередаваемо! Ибо этот эпизод выглядит как пародия на выступления всем известного ныне грузинского телевизионщика. Настолько похоже, что просто удивительно. И очень смешно.

image Click to view



И отдельно - доставляющие титры







Метки: самолеты, корабли, подводные лодки, тайга, староверы, японцы, Довженко, Сергей Столяров

Фильмы СССР, 30-е, Советские фильмы

Previous post Next post
Up