Думаю, я сейчас смогу удивить тех, кто знает - что это за фильм, помнит его, знает, что в нем снималась Алла Пугачева и знает, что в то время Алла была фантастически популярна ) Остальных моя информация вряд ли заинтересует.
Итак, в 1979 году на экраны вышел фильм "Женщина, которая поёт" с Аллой Пугачевой в главной роли. Алла сыграла молодую певицу Анну Стрельцову, ищущую свою песню, свой индивидуальный образ. Хоть по большому счету, хоть по малому, никакой художественной ценности сам фильм не представляет, являясь только конферансом между музыкальными номерами. А ценность фильма (и его бешеная популярность) обусловлена исключительно участием в нем Аллы Пугачевой.
Но знаете ли вы, что кинодебют Пугачевой мог и не состояться?
Валентина Игнатьева Алла Пугачева
Да, сценарий был написан конкретно под Пугачеву. Но не успели еще съемки начаться, как Пугачеву снимать запретили. Объяснений этому я нашел аж три (точнее - два, а третье - вариация второго).
1. Анатолий Степанов (сценарист фильма) - у Пугачевой произошел конфликт с Т. Н. Сизовым, директором "Мосфильма"
2. Валентина Игнатьева со слов Владимира Лугового (поэта-песенника) - "И вот приходит «некая» (для них) Алла Пугачёва и начинает «качать» свои права: это будет так, а это, я хочу, чтобы было так… Конечно, я уверена, до неё такого там не было…)) во всяком случае, таких открытых заявлений… Что там ещё произошло, я не знаю: но толи сам режиссёр так решил, толи ему «подсказали» сверху (я имею в виду руководство «Мосфильма»), стали искать другую поющую актрису на эту роль".
3. Из книги Федора Раззакова "Алла. По ступеням славы", со слов Анатолия Станкова, очевидца: "Пугачеву жутко невзлюбил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников, прямо белел весь от злости, когда Алла выходила петь, да еще в мини-юбке. «Шестеркам» дали задание: «Певичку задвинуть!»"
Александр Орлов (режисер фильма) и Анатолий Степанов повдыхали-повздыхали и поехали к Гурченко. Людмила Марковна, будучи женщиной адекватной, от роли отказалась, сославшись на возраст: "Ребятки, миленькие вы мои, годы-то лезут. Вы понимаете, и всегда будет вранье".
Но новую кандидатуру нашли - это была Валентина Игнатьева, тоже начинающая певица, ровесница Аллы. Ранее она пела в джазе Утесова, затем - в "Веселых ребятах".
Рассказывает Валентина Игнатьева: "Ни на одном из фильмов не было ТАКИХ кинопроб. Я это поняла только потом, когда уже поснималась, а тогда я ничего этого не понимала…
На кинопробе мы должны были заснять три актёрские сцены и… пять песен!!! Спросите любого человека, связанного с кино, и вам ответят: таких кинопроб НЕ БЫВАЕТ! Во-первых, плёнка тогда стоила очень дорого и её экономили, а во-вторых, необходимости такой нет.
Одна актёрская сцена состояла в том, что я сижу, смотрю в мониторе своё выступление и… моя оценка. Две другие сцены носили уже лирический характер (это были две любовные сцены), в которых моим партнёром был Анатолий Ромашин (та роль,которую потом в фильме сыграл Николай Волков).
Затем отдельно стали снимать мои песни. Поскольку песни все были очень разные, то и образ к каждой песне был придуман индивидуальный. Если это была песня Булата Окуджавы, то я её пела, сидя на полу, скрестив ноги, с гитарой. В брюках и полу мужской клетчатой рубашке с поднятым воротником. Небольшой грим и светлый парик с чёлкой. Кадр снимался как бы сверху-вниз. Песню «Памяти Жанны Д,Арк» я пела уже в чёрном длинном платье на красном бархатном фоне со своими прямыми волосами до плеч, с вечерним гримом. Шуточную песню «Шерше ля фамм» я пела, конечно, уже в очень яркой одежде (зелёное, малиновое) с наклеенными ресницами, яркими красными губами, в рыжем парике, танцуя и вовлекая зрителей в действие… и т.д. Все фоновые решения придумывали режиссёр и оператор.
А дальше… а дальше, как любая актриса на моём месте, я стала… ждать."
Проб Игнатьевой, увы, не сохранилось. А вот здесь (за кадром) поет именно она.
Click to view
Пугачева, узнав о кинопробах Игнатьевой, потребовала, чтобы с ней тоже сделали кинопробы (ранее, поскольку сценарий писался для неё, проб не было вообще). Сделали. Оба варианта показали начальству.
Рассказывает Валентина Игнатьева:
"Потом, через некоторое время (недель) я увиделась с режиссёром Александром Орловым. Он мне рассказал следующее: «Я Вас поздравляю! Вы произвели фантастическое впечатление на худсовет. Он (Сизов) после каждой Вашей песни спрашивал: «А это кто?» Ему отвечали: «Игнатьева». И так после каждой песни… (Я настолько перевоплощалась и внутренне и внешне, что он не узнавал меня с каждой новой песней.) Он ко мне даже в конце подошёл, пожал руку и сказал: «Спасибо, что Вы нам открыли новую звезду!». Надо её снимать!».
Но, вообще очень долго решали и спорили: кого снимать. Минут сорок. Одни говорили, что давайте снимать Игнатьеву, другие: «Но она же неизвестная, и на неё народ не пойдёт». «Сначала не пойдёт, а потом пойдёт. Давайте откроем новую звезду!». Другие говорили, что Пугачёву уже знают: она раскручена, и, соответственно, это заведомая касса». А в то время «Мосфильм» во многом жил и зависел от проката. Так что на неё народ пойдёт точно, а тут ещё загадка»…
И как он мне тогда сказал, что, в результате, решили снимать Аллу Пугачёву. А мои кинопробы тогда пошли "гулять" по «Мосфильму» по группам… (Так и затерялись где-то). Собственно, благодаря им я и попала потом на главную роль в советско-швейцарском художественном фильме «Бархатный сезон»…"
Click to view
Фрагмент из фильма "Бархатный сезон", поёт Валентина Игнатьева
Александр Орлов: "Я еще раз прихожу к Николаю Трофимовичу, объясняю, что в главной роли вижу только Аллу Пугачеву. Нет, говорит, показывай пробы. Смотрит, курит, говорит про Валентину: ну что, хорошая актриса, надо взять на учет... А снимать будем Пугачеву..."
Тут странный момент - с чего бы вдруг Сизов, который был настолько против Пугачевой, что, якобы, занес ее в "черные списки" (см. выше Версия 1 от Александра Степанова), внезапно передумал, посмотрев на пробы.
И тут возвращаемся к Анатолию Станкову (цитируется по книге Раазакова): "Я как молодой представитель органов (Станков служил в МВД. - Ф. Р.) входил тогда в бюро ЦК ВЛКСМ и оказался в курсе интриги. Думаю, что делать? Надо Аллу выручать, ведь и правда могут подгадить. Ну не сломать, конечно, не такой она человек, но нервы бы потрепали.
Был у меня выход на первого заместителя Андропова - Филиппа Денисовича Бобкова, он занимался также экономическими преступлениями (но главным для него было идеологическое направление - он возглавлял 5-е управление КГБ, отвечавшее за идеологию. - Ф. Р.), и по службе мы иногда пересекались. Ну я ему все и рассказал. Оказалось, генерал Бобков - самый настоящий поклонник Пугачевой, кто бы мог подумать! «Ладно, - говорит, - не беспокойся, мы ее в обиду не дадим». И не дали…"
Click to view