Не пересматривал "Нового Гулливера" с самого детства, помнил оттуда только феерическую песенку "Моя лилипуточка", которая, на мой взгляд, давно живёт сама по себе, вне связи с фильмом.
Вот пересмотрел. И... я в шоке. В хорошем смысле - ибо даже представить себе не мог насколько круто сделан этот фильм! Конечно же, в детстве я не понимал - какая огромная работа была проделана, а главное - это ведь всего-навсего середина 30-х, когда мультипликация только начинала развиваться!
Подземный завод. Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Впрочем, такой высокий профессиональный уровень даже и сейчас мало кто мог бы продемонстрировать (если бы делали всё без участия компьютеров, а всё ручками, ручками). И, пожалуй, я после "Нового Гулливера" немного поумерил восторг от Рэя Харрихаузена, создавшего анимацию для фильмов о Синдбаде ("Золотое путешествие Синдбада", "Седьмое путешествие Синдбада"). Не, Рэй - крутой, но "Новый Гулливер" был создан значительно раньше.
Наталья Птушко, дочь режиссёра, рассказывала:
Тогда, в 35-м, когда «Новый Гулливер» вышел на экраны, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, а когда фашист пошёл по Европе, фильм обрёл второе дыхание; люди отказывались видеть в этом просто сказку. Но были и другие аналогии, они пугали. В нашей стране был один Гулливер, ему фильм понравился.
Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Отец недоумевал: «Неужели никто не видит главного в моём фильме: человек и кукла - равные партнёры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой… Я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией». Отцу не верили. Тогда многие искали фигу в кармане...
Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Если вы решите посмотреть, то поймете - о чем говорил Александр Лукич. И поймете - чем я восторгаюсь.
Ведь в фильме не просто взаимодействие человека и кукол, там еще и огромное множество кукол, а во многих кадрах эти куклы двигаются и "живут" своей жизнью - все разной. Даже представить сложно - какая невероятная работа сопровождала такие эпизоды!
У лилипутов есть свои лилипуты. Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
В "Новом Гулливере" задействовано более полутора тысяч кукол! Причем, они разные по способу изготовления - и обычные, и механические, и заводные, и шарнирные, и специальные анимационные. Во время съемок разрабатывались особые приемы и приспособления, совершенствовалась техника комбинированных съемок.
Учёные Лилипутии изучают имущество Пети - спичечный коробок. Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Рабочие. Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Кормление Пети. Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Успех фильма был оглушительным - и не только в СССР, но и во всем мире. О нём восторженно отзывался, в том числе, Чарли Чаплин, например, а на кинофестивале в Венеции картина получила премию "За лучшую кинопрограмму".
На съемках фильма "Новый Гулливер" (1935)
Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
На волне успеха Птушко доверили создание мастерской объёмной мультипликации и комбинированных фильмов, а также курсы мультипликаторов-кукловодов и скульпторов-фазировщиков. К сожалению, эта мастерская была упразднена в начале 40-х - какие-то странные люди сочли, что незачем создавать объемную кукольную мультипликацию, так это просто "копирование актёров"... мдя...
Сарра Мокиль, создательница кукол к фильму "Новый Гулливер" (1935)
Куклы из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Сюжет: пионеры Артека, юные ОСВОДовцы, отремонтировали старую лодку, сделав из неё большую яхту. И отправились в небольшое плавание на остров неподалеку. Там во время отдыха ребята читают книгу про Гулливера. Петя (Владимир Константинов), обладая живым воображением, ярко представлял события, а потом уснул - и приснился ему сон, что Гулливер, попавший в Лилипутию, - это он сам.
Петя (Владимир Константинов). Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Лилипутия оказалась карикатурной капиталистической страной, ну а пионер Петя, конечно, помог рабочим со свержением монархии.
Кадр из фильма "Новый Гулливер" (1935)
Да, идеология. Но, честно говоря, отторжения не вызывает, поскольку сатира вполне уместная, а уж для 1935 года - тем более уместная. Кроме того, авторы "Нового Гулливера" не стали проводить никакие явные параллели с какими-то реальными историческими лицами, все персонажи - вполне себе сказочные.
Кинотеатр "Ударник" (Москва), дни премьеры фильма "Новый Гулливер" (1935)
Рекомендую изо всех сил! Моя оценка - 10 баллов.
ЗЫ И обратите внимание на мимику лилипутов!!
Click to view
#учуськаждыйдень #такаязима