И опыт, сын ошибок трудных... Фильмы про петлю времени - много фильмов, еще больше фильмов )

Dec 20, 2023 18:32

Каждый раз, когда мы совершаем ошибку, кажущуюся нам непоправимой (а, может, она и вправду непоправима), мы с отчаянием мечтаем о том, чтоб вернуться во времени и всё исправить. На мой взгляд, именно это отчаяние и породило поджанр фантастики о петле времени. Да, да, "Зеркало для героя", "День сурка" и прочие, коих я насобирал более полусотни. И намереваюсь потихонечку смотреть/пересматривать и рассказывать о них (по 2-4 в каждой публикации).

Так вот, ни "Зеркало для героя", ни "День сурка" не были первыми. На самом деле, первым (условно) был Уильям Дин Хауэллс, опубликовавший в 1892 году рассказ "Рождество каждый день". Рассказывать о нём я пока не буду, поскольку в 1996 году рассказ был экранизирован - и мы, конечно, до этой экранизации доберёмся.



Кадр из фильма "Зеркало для героя" (1987)

Идея стала безумно популярной только на исходе Двадцатого века, но в литературе она встречается еще несколько раз. 1915 год, Павел Успенский - "Странная жизнь Ивана Осокина" (вместе с рассказо Хауэллса это повесть вдохновляла авторов "Дня сурка"). Нам неизвестно - чем вдохновлялся Хауэллс, но вот про Успенского известно - его захватила идея Ницше о "вечном возвращении"

Вечное возвращение (или вечное возвращение) - это философская концепция, которая утверждает, что время повторяется в бесконечном цикле и что одни и те же события будут происходить точно таким же образом, снова и снова, в течение вечности.

Но так-то и Ницше не был первым, а "ноги", как водится, растут из размышлений древнегреческих философов - первое известное упоминание (очень, конечно, общее) есть у Пифагора, а позже идею развили стоики. Конечно, у них (и у Ницше) это всё было о глобальном, а авторы, о которых мы сегодня вспоминаем, "примерили" на локальные события и отдельных людей.

В 1941 Роберт Хайнлайн написал рассказ "По пятам" (где петля времени - лишь небольшая часть сюжета), в 1955 - Айзек Азимов подарил миру роман "Конец Вечности" (рассматривающий "кольцо времени" в более глобальном масштабе /и не только "кольцо"/. Кстати, есть подозрение, что этот роман Азимова вдохновил Криса Маркера на фильм "Взлётная полоса", о нём было тут.

Также в 1964 году темы коснулся Станислав Лем в "Звёздных дневниках Ийона Тихого" ("147 вихрей", путешествие седьмое), а в 1984 Аркадий Стругацкий (под псевдонимом С.Ярославцев) опубликовал рассказ "Подробности жизни Никиты Воронцова", заглавный герой которого неоднократно проживал даже не день, а целую жизнь.

Ну а теперь от краткого обзора основной литературной составляющей перейдём к кино.

Первый (из обнаруженных) фильм про петлю времени - японская картина "Девочка, покорившая время" / Toki o kakeru shojo (1983), режиссёр Нобухико Обаяси



Кадр из фильма "Девочка, покорившая время" / Toki o kakeru shojo (1983), Япония

Школьница Каздуко становится жертвой странного происшествия - она, надышавшись неким белым дымом с запахом лаванды ("вытекшим" из разбитой колбы в школьной лаборатории), упала в обморок. Девочку быстро обнаружили, привели в чувство, но с тех пор с ней стало происходить нечто странное. Сначала она просто нехорошо себя чувствовала, а потом повторился день, который она уже прожила.

Тема временной петли, надо сказать, разработана слабо, сам сюжет рыхлый и не столько фантастический, сколько мелодраматический (можно сказать, что это история о первой любви, но, честно сказать, даже и это часть не фонтан). Такое ощущение, что авторы фильма разрывались между желанием снять фантастику или снять подростковую мелодраму. В итоге смотреть очень скучно.

Рейтинг КП 6.8, IMDb 6.6, мой - 4.

Рекомендовать не буду, так как смотреть имеет смысл только в том случае, если вам интересно - как развивалась тема временных петель в кино.

2. "Зеркало для героя" (1987), режиссёр Владимир Хотиненко.



Кадр из фильма "Зеркало для героя" (1987), СССР

Основа для фильма - повесть Святослава Рыбаса, но в повести герои просто отправились в прошлое. Идея с повторяющимся днём пришла в голову сценаристу, Надежде Кожушаной, и они с Хотиненко успешно воплотили эту идею, создав очень необычный фильм - и первый в своём роде (так как в "Девочке..." этой идеи лишь коснулись вскользь, больше уделив внимания путешествиям во времени вообще).

Рейтинг КП 7.8, IMDb 7.5, мой - 7.

Психолингвист Сергей (Сергей Колтаков) не может найти общего языка со своим отцом, горным инженером. Недопонимание переходит в серьёзный конфликт. В этот же день, позже, Сергей знакомится с бывшим горным инженером Андреем (Иван Бортник), недавно вышедшим из тюрьмы, где отбывал срок за аварию на шахте. Мужчины, прогуливаясь и беседуя, видят, как снимается кино - и хотят подойти ближе.

Но до съёмочной площадки не доходят, а оказываются в прошлом, переместившись на 38 лет назад, в 8 мая 1949 года. И дальше они будут множество раз проживать один и тот же день,..

3. "День сурка"  / Groundhog Day (1993), режиссёр Гарольд Рамис



Кадр из фильма "День сурка"  / Groundhog Day (1993), США

Фил Коннорс (Бил Мюррей) - эгоцентрик и мерзавец. Приехав в городок Панксатони для записи телепередачи в День сурка (2 февраля), Фил в этом дне и остаётся. Что бы он ни делал, как бы себя ни вёл, каждое утро для него снова начинается в День сурка и конца края этому не видно. Много (для него - много, это ведь ежедневно) общаясь с Ритой Хансон (Энди Макдауэлл), продюсером программы, Коннорс нечаянно влюбляется в неё и, отчавшись "покинуть" злосчастное второе февраля, задаётся целью покорить сердце девушки. За один день, конечно, а это, разумеется, задача сложнейшая, так как Рите он совершенно не нравится.

Рейтинг КП 8.1, IMDb 8.0, мой - 9.

4. "Двенадцать ноль одна пополуночи" / 12:01 (1993), режиссёр Джек Шолдер



Кадр из фильма "Двенадцать ноль одна пополуночи" / 12:01 (1993), США

Картина Шолдера вышла на экраны через пять месяцев после "Дня сурка", но это не плагиат и не ремейк, хотя тут есть и временная петля, и любовная история. Но основа данного фильма - рассказ Ричарда Лупоффа "12:01 P.M.", опубликованный в 1973 году. Более того - ранее этот рассказ уже экранизировали в 1990 году, только это был короткий метр.

И авторы как рассказа, так и короткометражного фильма считали, что это Гарольд Рамис украл идею для "Дня сурка". Но мы-то знаем теперь, что идея вовсе не была новой, так что, вероятнее всего, никто ни у кого ничего крал. И даже вдохновлялись другими произведениями.

Ну и в самом деле - одинаковое в "Дне сурка" и "12:01 РМ" только сама временная петля.

Неудачник Барри (Джонатан Сильверман), простой клерк Отдела кадров, которого вот-вот уволят, "запал" на Лизу Фредерикс (Хелен Слейтер), красавицу и умницу, которая уже в 25 защитила докторсую диссертацию. Шансов у Барри никаких, он это прекрасно понимает, а потому только любуется Лизой издалека, не осмеливаясь подойти.

А вечером того самого дня, когда они случайно столкнулсь (и Барри вёл себя как полный идиот), Лиза была убита. Парень в шоке, а чуть позже - еще в большем шоке, поскольку оказалось, что для него день гибели Лизы снова повторяется. Понятно, что он будет пытаться спасти девушку (а для этого ему придётся быть смелее и активнее, да еще и в крайне короткий временный промежуток успеть расположить её к себе и вызвать доверие).

В отличие от Дня сурка здесь есть причина (фантастическая, конечно, но тем не менее), того, что произошло с Барри, а также, кроме предотвращения гибели Лизы, есть еще одно важное дело, без совершения которого временная петля не исчезнет.

Рейтинг КП 6.6, IMDb 6.8, мой - 7.

К сожалению, фильм снят неровно, время от времени рушится динамика и становится скучно. Как ни крути, но "День сурка" - объективно лучше, продуманнее и логичнее.

#такаязима, #шалостьудалась

80-е, Советские фильмы, #шалостьудалась, Фильмы про временную петлю, Фантастика, такаязима, Фильмы США, #такаязима, 90-е, шалостьудалась, Фильмы Японии

Previous post Next post
Up