Драма-нуар, насыщенная и чёрным юмором, и сарказмом, которая, однако, оставляет приятное послевкусие. При том, что здесь нет ни одного положительного героя, что нетипично для фильмов того времени.
Норма Десмонд (Глория Свенсон), кадр из фильма "Бульвар Сансет" / Sunset Boulevard (1950, США)
Однако вполне можно понять и продюсера Луиса Майера (того самого, из MGM), приверженца семейных ценностей, который, посмотрев "Бульвар Сансет" на предварительном показе, смешал режиссёра Билли Уайлдера с грязью. Возмущенный Майер кричал: "Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит. Тебя надо вымазать дёгтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!"
Тем не менее, фильм был выпущен, принят на "Ура!", удостоен трёх Оскаров и четырёх Золотых глобусов, а впоследствии получил вторую жизнь в виде мюзикла от Эндрю Ллойда Уэббера (премьера в 1993 году).
Название его, "Бульвар Сансет", а не просто говорящее, а дважды говорящее. Во-первых, это название реально существующей улицы в Лос-Анджелесе, причем - одной из главных улиц, коорая связана с Голливудом, студиями, ночной жизнью и прочими атрибутами "красивой жизни". В том числе здесь располагаются особняки известных людей киноиндустрии. А, во-вторых, Sunset - это "закат". То есть, бульвар Заходящего солнца. И герои фильма - это люди, условно говоря, уходящие в Закат.
Норма Десмонд (Глория Свенсон) и Джо Гиллис (Уильям Холден), кадр из фильма "Бульвар Сансет" / Sunset Boulevard (1950, США)
Джо Гиллис (Уильям Холден) пытается стать сценаристом в Голливуде. Он пишет, пишет, но его сценарии не принимают. Положение становится отчаянным - Джо задолжал всем, за неплатежи его вот-вот выселят и отберут машину. Скрываясь от судебных исполнителей, Джо попадает на Сансет бульвар и проникает в большой особняк, кажущийся нежилым. Парень собирается тихонечко переночевать там.
И тут выясняется, что дом вполне себе обитаем - там живет Норма Десмонд (Глория Свенсон), бывшая когда-то звездой немого кино, а ныне всеми забытая. Норма, в отличие от многих своих товарищей по несчастью, не прозябает в нищете, так как выгодно вкладывала свои капиталы, но деньги не радуют её - актриса мечтает снова вернуться в кино и верит, что у неё до сих пор есть множество поклонников, жаждущих возвращения любимицы.
Эту веру поддерживает Макс (Эрих фон Штрогейм), дворецкий Нормы, обожающий её и готовый ради неё на всё. Он тоже весьма немолод и явно "вышелец" из той жизни, где Норму Десмонд знал почти каждый.
Джо Гиллис (Уильям Холден) и Макс (Эрих фон Штрогейм), кадр из фильма "Бульвар Сансет" / Sunset Boulevard (1950, США)
Норма, поговорив с Джо и выяснив, что он сценарист (Гиллис, конечно же, врёт о состоянии своих дел и не сообщает, что он только мечтает утвердиться как сценарист), предлагает парню работу - отредактировать написанный ею сценарий фильма "Саломея". Она желает вернуться на экраны, снявшись в картине по своему сценарию, вот только его нужно доработать.
Джо, слегка поколебавшись, соглашается - ну а что ему еще делать, ведь денег у него нет, жить негде, машину вот-вот заберут и даже вернуться в родные места, чтобы снова стать журналистом провинциальной газеты, ему не на что.
Норма Десмонд (Глория Свенсон) и Джо Гиллис (Уильям Холден), кадр из фильма "Бульвар Сансет" / Sunset Boulevard (1950, США)
Однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке - Норма собирается платить щедро, вот только Джо при этом работать должен прямо у неё в доме, никуда не отлучаясь: женщина опасается, что незнакомец продаст сценарий на студию без её ведома. Джо соглашается и на это. Разумеется, тут зритель вспоминает поговорку "Коготок увяз - всей птичке пропасть". И, конечно, мы вполне предвидим дальнейшее: Джо попадёт в рабство к сумасшедшей актрисе.
А еще есть Бетти (Нэнси Олсон), невеста лучшего друга Джо; она же - тот самый редактор студии, который заворачивал все сценарии Джо. Но Бетти находит среди ерунды, написанной Гиллисом, жемчужинку и предлагает (ага, тоже предлагает) парню поработать вместе, чтобы из имеющегося хорошего эпизода сделать полноценный сценарий.
Норма Десмонд (Глория Свенсон) и Джо Гиллис (Уильям Холден), кадр из фильма "Бульвар Сансет" / Sunset Boulevard (1950, США)
Но, конечно, даже сюжетная предсказуемость совершенно не портит фильм, поскольку важна не только (и не столько) сама сюжетная канва, сколько всё остальное, включая трагедию одержимой Нормы, жутковатого Макса, простоватого Джо, а также атмосферу особняка Нормы - этого полуразрушенного музея её имени...
Их всех в какие-то моменты даже жалко, но отвращение и брезгливость, всё-таки, жалость перебивают - полагаю, именно поэтому так возмутился Майер.
Но всё же Билли Уайлдер снимал "Бульвар Сансет" с большой любовью к кинематографу, не забывая о реверансах в сторону тех, кем восхищался, например, в сторону Эриха Штрогейма (а он не только актёр, но и режиссёр). Хотя первоначальное название было фу-фу-фу ("A Can of Beans" - в прямом переводе это "Банка фасоли", но на жаргоне означает "отхожее место").
Рекомендую.
Норма Десмонд (Глория Свенсон), кадр из фильма "Бульвар Сансет" / Sunset Boulevard (1950, США)
ЗЫ Кстати, Норме было всего лишь около пятидесяти...
ЗЗЫ А Джо мне очень-очень напомнил Бузыкина из "Осеннего марафона". Пожалуй, "Бульвар Сансет" вполне можно было бы назвать и "Горестная жизнь плута". А в "Осенний марафон" вместо фрагмента из несуществующего фильма, который смотрит семья Бузыкина, вставить кусочек "Бульвара..." - было бы шикарно :)
#учуськаждыйдень #жилабылаосень