МАНИФЕСТ НОВЫХ РЕЖИССЕРОВ
Первым Киномехаником был Господь Бог, произнесший: «Да, будет свет!» А Люмьеры, Мельес, Гриффит, Чаплин, Эйзенштейн, Вертов были ангелами, принесшими эту благую весь людям. Так начинался мир кино - киномир, изменивший за последние сто лет бытие и сознание людей. Шок, который испытали первые зрители кино, превратился в умелых руках, ручках всяких прихвостней от кино в способ одурачивания, одурманивания и отбирания денег у доверчивой массы. Когда в кинотеатре воняет попкорном, разве можно ожидать от сеанса и от зрителя настоящего погружения и огня?
Идеи, заложенные ангелами-основателями нового искусства, утрированны и узурпированы мастерами и профессиональными паразитами, извратившими идею киноискусства в угоду собственным коммерческим и идеологическим интересам. Попытки не обращать внимания на катастрофическую ситуацию в любой национальной кинематографии приведут к окончательной победе денежного мейнстрима, попсового голливуда, пустошного гламура.
Вопрос о существовании кино как искусства в начале 21 века и 2 века самого кинематографа, актуален также как и во времена никельодеонов и ярмарочных показов. Учитывая все это, мы, Новые Режиссеры, наследники Гриффита и Эйзенштейна, авторов «новой волны», «рассерженных» и пр. групп придерживающихся основ авторского, не коммерческого кино, устанавливаем следующие принципы, руководствуясь которыми обязан каждый автор, режиссер видящий кино не как развлечение, а как философию и образ жизни:
1. Начиная заниматься кино, мы отдаем себе полный отчет в том, что им нельзя заниматься наполовину, не в полную силу. Поэтому, готовы к неудобствам, к семейному непониманию, к постоянному «не ощущению» счастья, бытовому и материальному неустройству;
2. Техническое несовершенство - не главное. Кино нужны не мастеровые и профессионалы, а поэты, дуэлянты, артпровокаторы, способные обменять все, что у них есть на метр свободы, на кадр творчества;
3. Отказываясь от бездушного профессионализма, мы утверждаем, что необходима теоретическая база. Отсутствие технического совершенства компенсируется знанием теории и истории кино.
4. Знание теории и истории киноискусства не обязательно должно иметь академические корни. Справка об окончании очередного кинофакультета или института культуры не нужна. Основной источник пополнения таких знаний книги, учебники, воспоминания киномастеров, спецпериодика, т.е., самообразование, и самое главное, бесконечное «смотрение» фильмов, от первых фильмов Люмьеров до последнего метра арт-хауза. Сохранит вас Бог от соблазна просмотра очередного блокбастера. Он вам понадобиться только в случае, если вы захотите стать «классным» монтажером или клипделателем.
5. Просмотрев миллионы чужих метров и сняв первые свои, мы, Новые Режиссеры, принимаем к моральному руководству в своем кинотворчестве три основных принципа, сформулированных в разное время разными режиссерами. Принцип первый - кино, как смысл жизни (Э.Кустурица). Т.е. создание кино приравнивается к жизни, а молчание и простой - к смерти, в прямом смысле, физической. Второй принцип - нужно снимать кино, которое не только задевает зрителя за живое, а просто убивает его (П.Гринуэй) и, наконец, третий принцип - кино это не аттракцион и буффонада, это не мгновенная смена картинок, это не соревнование в количестве склеек. Кино это определенное моральное послание (К.Ксельевский), которое принес автор людям и за которое он несет перед собой и ними полную ответственность;
6. Мы отказываемся от специализации единого процесса в зависимости от способа фиксации действительности - кинопленка, магнитная, цифровой сигнал и т.д. Поэтому принимаем и понимаем только единый принцип Художественного Кино без дифференциации и разделения;
7. Исходя из этого, Новые режиссеры, отныне отказываются признавать разницу между документальным и художественным кино. Это две формы единого пути, который рано или поздно сливается в один, в единый язык кино;
8. Понимая, что ущерб авторскому кино и любому авторству, в том числе, принесли глобальные процессы в искусстве, непомерно и намеренно раздутые бюджеты, Новые Режиссеры отказываются от больших бюджетов. Кино будет сниматься на те бюджеты, которые сможет себе позволить каждый режиссер. Минимального технического оснащения должно быть достаточно. Кино вновь, как и в период «новой волны», должно стать пером, резцом, кистью, дневником, главное, чтобы они были всегда рядом и использовались;
9. Таким образом, предпостановочный период, процесс производства, съемок, постпродакшен, гонорары и т.д. должны составлять минимум бюджета. Отсутствие освещения, плохой звук будут раскрывать сюжет, идею, дополнять их;
10. Весь материал Новых Режиссеров от идеи, образов, сценария, музыки, вплоть до готового фильма должен быть исключительно авторским. Не приветствуется использование чужих идей, сценариев, а тем более, классики;
11. У писателей свое оружие и методы, у театра своя драматургия. Также и с кино, для него важно иметь камеру и идею, а не готовый сценарий. Режиссерский сценарий и раскадровки должны предшествовать литературному. Сначала работа с художником, композитором и главными актерами, а уже потом увековечивание идеи в формах литературного произведения, пусть и носящего название сценарий;
12. В фиксируемую действительность, если она существует сама по себе, не приветствуется вторжение художника, бутафора и пр. механических преобразователей. Они нужны только для создания не существующей и утраченной действительности;
13. Не профессиональный актер или просто, актер без диплома, не будет вживаться в устроенную по сценарию действительность. Это будет реальная действительность, в которой актер по-настоящему живет, которая преображается лишь силой таланта автора и игрой воображения зрителя;
14. О зрителе. Зритель не должен находиться в привилегированном положении по отношению к героям. Зритель может всегда «предугадывать» события, но каждый раз его догадки будут иметь несколько иное развитие;
15. И, наконец, о театре. Мы идем на тот перекресток, где кино и театр не просто пересекутся, но сольются в единое новое искусство