Кстати, я представлял, как школьники купившиеся на название будут выбегать из кинотеатров с разочарованными лицами вопя: - "ГДЕ ДРАЙВ ПОСОНЫ?!11".
Из обсуждения фильма на рутрекере
Знаете, я просто поражен и ошеломлен. Уже очень давно фильмы не оказывали на меня какого-то сумасшедшего впечатления. Да, «Темный рыцарь» и «Начало» - безусловно, мощные и неординарные фильмы, да, старина Слай и компания дали прокашляться попсовым боевичкам своим «Расходным материалом» и уже готовят нам вторую часть. Были еще и «Бесславные ублюдки» великого и ужасного Квентина, которых я смотрел раз шесть. Еще могу вспомнить почти гениальных «Отверженных» Джонни То, великолепный «Чем заняться мертвецу в Денвере» Гэри Флидера… да много сильных фильмов я за последние года три увидел. Однако картина Николаса Виндинга Рефна под названием «Драйв» меня убила просто наповал. Она превзошла все мои самые смелые ожидания. Еще одного настолько сильного, необычного и чертовски крутого фильма, я не смогу назвать даже навскидку. Даже тарантиновские работы не оказывали на меня подобного воздействия, хотя я их почти все пересматривал не по разу и не без удовольствия. Но вот «Драйв»…
Впервые о фильме я узнал весной, во время фестиваля в Каннах, показ которого там устроил если не фурор, то что-то близкое к этому. Тогда его называли главным претендентом на Золотую пальмовую ветвь. В итоге ему достался приз за лучшую режиссуру, но и этого было достаточно, чтобы он попал в список моих ожидаемых фильмов. Потом летом вышел трейлер. Позже была премьера в США. И скандал. Одна американская зрительница подала в суд на американских прокатчиков, обвиняя их в гнусном обмане. Дескать, ждала она новый «Форсаж», а получила в ответ нечто кровавое и нудное. Тогда же известный блоггер и журналист Татьяна Шорохова заявила о том, что и в нашей стране фильм преподносится неправильно. Это меня нисколько не удивило. Наши прокатчики особой изобретательностью никогда не отличались. Они по мановению руки легко могут превратить «Врагов народа» в «Джонни Д», «Налетчиков» в «Мальчиков-налетчиков», «Расходный материал» в «Неудержимых», а «Лондонский бульвар» в «Телохранителя», на что я, признаюсь, купился и разнес этот весьма неплохой образец неонуара в пух и прах. Но сей факт заставил меня немного обеспокоиться и настроиться несколько пессимистически. Нет, не по отношению к фильму, а к его восприятию у нас в стране. Я прекрасно помнил, как по весне у нас все сходили с ума от пятого «Форсажа», на мой взгляд, просто непостижимо идиотского и заштампованного. Впрочем, мне надо было увидеть фильм Рефна своими глазами, прежде чем начинать о чем-то рассуждать. И я на него пошел, невзирая на мои предрассудки по поводу дубляжа и русской локализации.
В кинозале на сеансе было человек 7, причем один из них не досидел до конца и ушел. Это был первый на моей памяти подобный случай. И я про себя обозвал этого человека идиотом. Поскольку я был начисто загипнотизирован проиходившим на экране. Да, это не гоночный мегаэкшн. Но именно по драйву, по выработанному в крови адреналину этот фильм на голову превосходит все «Форсажи» вместе взятые. Здесь нет такого, чтобы каждые 5 минут что-то взрывалось, кто-то за кем-то гнался, непрерывно острили или даже, пардон, пукали. Наоборот, «Драйв» медленный и тягучий, но тем не менее, он смотрится на сплошных нервах, тем самым полностью оправдывая свое название. Просто физически ощущаешь тот драйв, который источает с экрана Водитель в исполнении блистательного Райана Гослинга, особенно во второй половине ленты. Это актер подарил нам настоящего Киногероя. Того самого, которого мы не видели уже черт знает сколько. Ни один сегодняшний типичный актер из жанра экшн и близко не дотянет до Гослинга в «Драйве». В Водителе мы можем увидеть и легендарного Человека без Имени, сыгранного Иствудом в долларовой трилогии Серджо Леоне, и немногословность делоновского Самурая, и ярость Тревиса Бикля. Даже манера носить зубочистку в нем явно от любимого многими в нашей стране лейтенанта Кобретти или просто Кобры. Но при этом он выглядит вполне самодостаточным персонажем, непонятно как просочившимся через стену гламура и фальши современного кино, а не набором штампов и однообразных действий. Еще одна заслуга Гослинга в том, что он не стал эксплуатировать свою несомненную внешнюю красоту и становиться смазливым для привлечения определенной части аудитории. Он не ходит весь фильм в шикарных костюмах и вечно чистым. Наоборот, его куртка со скорпионом по всем законам неонуара ближе к концу становится все более замызганной кровью - так же, как не заживала разрезанная ноздря героя Джека Николсона в «Китайском квартале». Если бы на его месте был Хью Джекман, который раньше претендовал на эту роль, то, при всем моем уважении к этому актеру, было бы совсем не то. Герой Гослинга будто бы не из нашего мира, однако он живой, искренний, беспощадный к врагам и уязвимый, в отличие от персонажей того же Стивена Сигала. Водитель уже стал культовым персонажем, а его стиль - одним из самых популярных на Хэллоуин - куртка со скорпионом, автомобильные перчатки и молоток.
Очень понравилась Кэри Маллиган, исполнившая главную женскую роль. Обычно в подобных фильмах таких персонажей играют сексапильные красотки фотомодельной наружности, которые как актрисы из себя ровным счетом ничего не представляют. Но Маллиган играет великолепно. Видно, что ее Айрин давно уже считает ошибкой связь с непутевым зеком Стандартом в исполнении Оскара Айзека, но при этом она продолжает нести обязанности любящей жены и матери, смирившись со своей женской долей. К тому же Айрин - невероятно искренний и светлый персонаж. Она несет в себе столько нежности и тепла, тем самым уравновешивая всю жесткость и злобу, происходящую на экране. Замечательная роль.
На загляденье получились и злодеи. Колоритнейший Рон Перлман впервые за много лет появился на экранебез тонн грима на лице и отлично исполнил роль прикидывающегося крутым мафиози-итальянцем преступника средней руки-еврея Нино. Персонаж-то сам по себе оригинальный, но Перлман очень хорош. Как, впрочем, и всегда. Не уступает ему и Берни - пособник Нино в исполнении Альберта Брукса. Комик по амплуа здесь сыграл абсолютно непримечательного снаружи, но жестокого и беспощадного бандюгана внутри. Кстати, именно он,почему-то, а не Гослинг, получил номинацию на «Золотой глобус».
Рон Перлман
Альберт Брукс
Подытожив все вышесказанное, замечу, что, на мой взгляд, восприятие «Драйва» очень похоже на восприятие работ Такеши Китано. Я еще не встречал какой-либо середины - либо фильм потрясающий, либо тоскливый и нудный. Вообще, у Рефна получился самый настоящий неонуар, снятый в стиле восьмидесятых, но более созерцательный, атмосферный и по-азиатски жестокий. Он явно привнес свежую струю как и в криминальное кино, так и в конкурсную программу каннского фестиваля этого года. Отнюдь не случайно его там провожали 15-минутной овацией, и жюри во главе с Робертом Де Ниро присудило ему приз за лучшую режиссуру. Что бы кто ни говорил, это действительно фильм-событие. А в заключение позволю себе достаточно смелое пожелание. Если Вы хотите посмотреть «Драйв», то лучше не читайте отзывов, потому что они фактически все субъективные. Он Вас либо зацепит, либо оттолкнет, но Вы в любом случае не будете к нему равнодушными.
P.S. А я с нетерпением жду новую совместную работу Рефна и Гослинга - «Бог простит». И она не будет последней, судя по всему.