Встречный (1932)

Jul 23, 2020 20:27

Сразу скажу - картина слабая, интерес представляет только историко-кинематографический. Но с этой точки зрения фильм "Встречный" (1932) - знаковый, поскольку он является первым в жанре "производственное кино". Более того - в нём наметилась та сюжетная канва, которую можно назвать каноном.



Татьяна Гурецкая, режиссёр Фридрих Эрмлер и актёр Андрей Абрикосов на съемках фильма "Встречный" (1932)

Те, кто разрабатывал жанр позже, конечно, делали сюжеты сложнее, многоплановее, иной раз "заряжали" и философский подтекст, но "скелетик" всегда оставался таким, какой предложили авторы "Встречного".

Что входит в "скелетик"? Важная производственная проблема - причем, она является центральной, а не фоновой. Отношения между рабочими, решающими эту проблему. Здесь обязательно должен быть молодой новатор, пожилой консерватор, вредитель (прямой вредитель или упёртый ретроград, не желающий менять подход к делу), мудрый всезнающий коммунист. Главные герои рассматриваются не только как производственники - авторы должны приоткрыть и их личную жизнь: у кого-то - крепкая семья, кто-то - одинок и страдает (или, наоборот, слишком не страдает, ведя не особо моральный образ жизни), кто-то - строит, так сказать, ячейку общества, решая, наряду с производственными, личные конфликты.

Также желательна женщина-передовик или стремящаяся к этому. И всенепременно - тот, кто в процессе "перекуется", превратившись из не очень хорошего в хорошего. Или из плохого, но совестливого, в хорошего.

Всё это есть во "Встречном". Названию фильма дала инициатива рабочих ленинградского турбинного завода - к 15-летию Октябрьской революции перевыполнить план и дать больше турбин ("встречный" = "встречный план"). Работа идет, так сказать, на всех порах, но процесс еще не отлажен, а потому появляются то брак, то поломки. Выполнение плана под угрозой.

Основыне персонажи

Семён Иванович Бабченко (Владимир Гардин) - старый рабочий, уважаемый мастер, который всё чаще прикладывается к рюмочке, в том числе - на заводе. Пагубное пристрастие, в конце концов, приводит к беде - серьезному браку, из-за которого может сорваться выполнение плана. Из уважаемого Бабченко постепенно становится осуждаемым, и позор, который навлек на свои седины он сам, заставляет старика пересмотреть свои приоритеты.



Семён Иванович Бабченко (Владимир Гардин), кадр из фильма "Встречный" (1932)

Любопытно, что Владимир Гардин известен больше по ролям аристократов, которые получались у него отменно. Бабченко - довольно редкий в его карьере персонаж простого рабочего, и  трудно предположить, что Бабченко и, скажем, Иоганна Себастьяна Баха в музыкальной комедии "Антон Иванович сердится" играл один и тот же актер. Великолепно получилось!

Вася (Борис Тенин) - секретарь парткома. Весьма необычный секретарь - позже стандартом секретаря в производственных фильмах станет человек пожилой, нередко - в чём-то косный, хоть и болеющий за дело. А секретарь Тенина - весьма обаятельный и скромный молодой парень. Он тайно влюблен в жену друга, Катю, но чувства держит в себе и никто (кроме зрителя, конечно) о них не догадывается. Сценарно роль неровная - Вася запоминается не на производстве, а в общении с Катей.



Вася (Борис Тенин), кадр из фильма "Встречный" (1932)

Моё удивление вызвало сравнение Бориса Тенина во "Встречном" и в "Бесприданнице" (1936) - насколько актёр симпатичен в роли Васи, настолько же он несимпатичен в роли другого Васи - Вожеватова. Вот что грим животворящий делает!

Павел Ильин (Андрей Абрикосов) - начальник цеха, друг Васи, муж Кати. Увы, роль провальная, - не из-за актёра, а из-за невнятной режиссуры. Павел, как и Вася, больше заметен в сценах с Катей, но, поскольку он из-за заводских проблем постоянно торчит на работе, персонаж "выпадает" из зоны внимания. Ни одного яркого эпизода с его участием в фильме нет, что странно - Ильин считается центральным персонажем.



Павел Ильин (Андрей Абрикосов), кадр из фильма "Встречный" (1932)

Андрей Абрикосов ранее сыграл Григория Мелехова в немой экранизации "Тихого Дона" (1930), но зрителю моего поколения он, пожалуй, больше известен по ролям Гаврилы Алексича в "Александре Невском" (1938) и Разина в "Степане Разине" (1939), я же лично отмечу подлеца Кладова в фильме "Бабы" (1940)

Катя (Татьяна Гурецкая) - жена Павла Ильина. Катя также работает на заводе, но в её основная роль в фильме - жена. Ребята вместе совсем недавно, Кате хочется романтики, хочется чаще быть вместе с мужем, ну а муж постоянно на работе. Естественно, девушка переживает и мечется. Персонаж сыгран... фифти-фифти... Катя часто появляется на экране, она красива и выразительна, но... озвучание - никакущее, как будто девушка с улицы просто читает текст по бумажке.



Катя (Татьяна Гурецкая), кадр из фильма "Встречный" (1932)

Актрису Татьяну Гурецкие многие помнят по фильму "Вратарь" (1936) - там у неё главная женская роль.

Скворцов (Борис Пославский) - инженер-вредитель. Самая яркая роль - и сценарно, и творчески. Единственный актёр, отыгравший на 200%, эпизод общения Скворцова с матерью - великолепен, и, на мой взгляд, является не только лучшим в фильме, но и в целом достоин быть включенным в условный топ лучших эпизодов фильмов 30-х. Да и не только 30-х.



Скворцов (Борис Пославский), кадр из фильма "Встречный" (1932)

Режиссёры - Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич

И главное - песня. Да-да, та самая "Песня о встречном" ("Нас утро встречает прохладой,/ Нас ветром встречает река. / Кудрявая, что ж ты не рада / Весёлому пенью гудка? /Не спи, вставай, кудрявая,/ В цехах звеня, / Страна встает со славою / На встречу дня!"). Полагаю, не я один в детстве задавался вопросом - о каком-таком "встречном" эта песня. Я лично считал, что это некий "встречный паренёк" (как в песне "Хорошее настроение").

Автор музыки к этой песне не много не мало - сам Шостакович (слова - Бориса Корнилова). Считается, что за рубежом Шостакович стал известен изначально именно благодаря "Песне о встречном", а вся музыка к фильму - это не просто отдельные мелодии к эпизодам, а полноценное музыкальное произведение, в котором основной лейтмотив преобразуется стилистически, в зависимости от происходящего на экране.

Конечно, сейчас нас таким не удивишь, но такое музыкальное решение в фильме "Встречный" было применено впервые в отечественном кинематографе.Но теперь повторюсь - для "посмотреть ради удовольствя" фильм годится мало (не просто так ведь он оказался забытым, в отличие от песни), смотреть его стоит только в том случае, если интересует динамика развития кинематографа. И вот как веха - он крайне любопытен, но зрительская
моя оценка - 3+

От А до Я. Советское кино 1930 - 1939 гг. Начало

30-е, Советские фильмы, От А до Я, Производственные фильмы

Previous post Next post
Up