Анафема (1960)

Jun 30, 2020 07:52


Мощная экранизация одноименного рассказа Куприна со Степаном Крыловым в главной роли. Действие происходит в 1901 году. Герой - дьякон Олимпий, обладающий мощным басом-профундо. Когда службу поёт Олимпий, люди специально приходят его послушать.



Дьяк Олимпий (Степан Крылов), кадр из фильма "Анафема" (1960)

И всё бы ничего, но пристрастился дьяк к чтению. Сценарист Леонид Соловьев (более всего известен по дилогии о Ходже Насреддине) расширил действие, показав весь процесс изменения мировоззрения героя под действием книг, особенно - книг Льва Толстого. Дьяконица - женщина тупая донельзя - беспокоилась за мужа, искренне считая, что книжки до добра не доводят. Ну а с другой стороны - житейской мудрости ей не занимать, поскольку Олимпия книги, действительно, до добра не довели.

Вместе с чтением глубоких книг приходит то, чего больше всего боялись церковники - собственные мысли, рассуждения о мироустройстве, о людях и мире в целом. Всерьез зацепил дьякона Толстой, много часов размышлений подарил он ему. И вот - впереди одно из богослужений... пение Анафемы. И, к ужасу Олимпия, он должен спеть Анафему своему любимому писателю...



Дьяконица, жена героя (Клавдия Фадеева), кадр из фильма "Анафема" (1960)

Фильм короткометражный (45 минут), снят режиссёром Сергеем Гиппиусом. Очень странно, что в фильмографии Гиппиуса всего две работы - уже дебютная "Анафема" показала Мастера, жаль, что далее Сергей Васильевич перешел на преподавательское поприще; думаю, отечественный кинематограф многое потерял.

Отдельно хочется отметить, что данная кинолента вышла в самый разгар хрущевской антирелигиозной компании. В рамках этой компании было снято, примерно, десять фильмов. Часть из них я видел, некоторые - фу-фу, кое-что - достойные картины (например, Люблю тебя, жизнь (1960)**, о которой я ранее писал). "Анафема", на мой взгляд, ярко выделяется среди них. Чем? Пожалуй, тем, что здесь важен не столько сюжет, сколько его воплощение. Не в том смысле, что актеры лучше или еще что... нет... Здесь особенное эмоциональное воздействие, переданное необыкновенно...



Дьяк Олимпий (Степан Крылов), кадр из фильма "Анафема" (1960)

Пожалуй, сформулирую так: у авторов получилось пустить зрителя в душу героя, а музыка Александра Скрябина и церковные песнопения дополняют звукоряд фильма, привнося дополнительные эмоции. И это сильно.

Моя оценка - 5 баллов

От А до Я. Советское кино 60-х. Оттепель и последствия

Советские фильмы, От А до Я, 60-е, Религия, Экранизация

Previous post Next post
Up