Lietuva, Part I. Užupis: Республика Ироничных Ангелов

Aug 19, 2007 15:47




Эти ангелы богемны, миролюбивы и отчаянно независимы. Они пишут музыку или картины, пьют литовскую медовуху и устраивают шумные карнавалы. Их маленький свободолюбивый рай на берегу реки Вильняле, укрытый лиственной тенью и отмеченный особым дорожным знаком, это островок иронии и идеализма в водовороте европейской глобализации.



Пограничный знак Республики Užupis.

Государство - это человек. А точнее, немногим больше ста человек на момент провозглашения республики 1 апреля 1997 года (с тех пор государственный праздник приходится на День Дурака). Ангелы играют в свою маленькую республику с комической серьезностью, копируя «взрослые» государства не менее старательно, чем дошколята - своих родителей. Они создали свои символы государственности - герб и флаг (где изображена открытая ладонь с отверстием, символ открытости и бескорыстия), свою (самую ироничную в мире) конституцию, валюту и даже армию в количестве 12 человек (восхитительное свидетельство мирной внешней политики). Президент Республики в свободное от государственного правления время успешно пишет стихи, музыку и снимает кинофильмы. Его граждане гордо называют себя Ангелами в честь 12-метровой трубящей статуи на главной площади - символа возрождения и творческой свободы.

Альтернатива Ленину. Подавляемое стремление Прибалтики к независимости парадоксальным образом вырвалось наружу в этом уголке мира площадью в 2,3 тыс. кв.км. В этом районе Старого Города показалось недостаточно отделения от Москвы, здесь почувствовали необходимость отделиться от остальной части Вильнюса. По словам основателей Республики, столь амбициозными планами они обязаны духу легендарного рок-музыканта и бунтаря Фрэнка Заппы. Именно в будущей Республике на частные средства был установлен первый и, возможно, единственный в мире памятник музыканту. Любопытно, что идея с памятником возникла в ознаменование конца коммунизма и была воплощена литовским скульптором, известным своими изображениями Ленина и прочих коммунистических идолов. А чтобы получить одобрение властей, которые требовали логически обосновать связь американского рокера с Литвой, им было указано на якобы еврейские черты музыканта - в реальности же носителя греческих, арабских, сицилийских и французских кровей.

Деление с умножением. За свою историю район Užupis [ужупис], или Заречье, приют для ремесленников и городской бедноты, не мог похвастаться престижностью или комфортом проживания. Обильно заселенный евреями, Užupis сильно обезлюдел после Второй мировой войны, а опустевшие дома были захвачены грабителями и проститутками. В советские годы район, чья главная улица называлась «Улицей Смерти», и вовсе не располагал к неспешным прогулкам. Оборотной стороной медали стали низкие цены на жилье, они и начали привлекать в эту часть города студентов, художников и прочих людей искусства, не обремененных предрассудками или тугими кошельками. Немногие респектабельные граждане не выдерживали соседства и охотно продавали свои дома, распахивая двери богемно-молодежному движению. Однако, повторяя тенденции Нью-йоркского Сохо, вслед за богемой за реку последовала свита из почитателей модного искусства (и дешевого жилья), в результате чего цены взлетели втрое. Одним из резидентов стал экс-мэр Вильнюса, радостно принимающий участие в шумных местных празднествах. Когда-то маргинальный и отвергнутый Užupis поневоле покрывается тонким налётом буржуазности, несмотря на отсутствующее до сих пор центральное отопление.



Мост с замками через Заречье. Užupio Kavine вдали.

Взгляд с моста. Евреи, бандиты, продажные женщины, ликующие художники, падающий бронзовый ленин, жгучий и усатый рок-музыкант, беспечная богема и ее покровители, безобидные пьяницы с медленной шаткой походкой, студенты в ярко-желтых футболках на пограничном посту, штампующие ваш паспорт и продающие «ужасы» (местную валюту) в день пёстрого оглушающего карнавала… Все эти толпы, незримо населяющие ветхие подворотни и прячущиеся за отреставрированными фасадами, - всё это история. Моя Республика Ангелов - это тенистые берега и малахитовые воды Вильняле, это мечтательная тихая русалка, на перилах моста гроздья замков, скрепляющих любовные узы, и, наверное, несколько синеволосых Ангелов в чёрных одеждах и с серёжками в носу, случайно забредших по другую сторону Заречья. Это место, где каждый имеет конституционное право быть посредственностью и может выпить в кафешке со своим президентом рюмочку медовухи.

рисую как умею, колесить по миру

Previous post Next post
Up