May 07, 2015 23:29
Из книги "Речной транспорт за 50 лет" Издательство "Транспорт", 1967 год, стр. 170:
"Эвакоперевозки через Беломорско-Балтийский канал удалось начать позднее, так как в результате бомбардировок с воздуха два шлюза были выведены противником из строя и транзитное движение по каналу прервано с 23 июня по 6 августа, и с 13 по 16 августа. Восстановительные работы велись круглосуточно, с большим напряжением и были завершены значительно раньше намеченного срока. Руководил ими начальник управления пути канала А.И. ОРЕХОВ. Возобновление движения по каналу позволило перебросить в Белое море несколько групп военных кораблей для пополнения состава Северного флота, и приступить к эвакуационным перевозкам в северном направлении. Враг и позже неоднократно совершал налеты с воздуха, но их успешно отражала противовоздушная артиллерия".
Из Автобиографии Андрея Ивановича Орехова:
В первые дни Великой Отечественной войны Беломорско-Балтийский канал был объектом ожесточенных бомбардировок с воздуха. При очередном налете вражеской авиации на шлюз №7, где велись восстановительные работы, одна из сброшенных авиабомб не взорвалась, врезалась в стенку шлюза (ряжевые стены) и ушла в засыпку на глубину 7 м., оставив на поверхности земли стабилизатор.
Работы на шлюзе были остановлены, рабочие отведены в безопасное место. Движение по каналу прервано. Специалистов-минеров, саперов на месте не было, войска были заняты на линии фронта, а канал должен был работать. Я взял на себя задачу удалить бомбу. Добровольно вызвались мне помогать два товарища: водолаз ПЕТР ГЕОРГИАДИ и рабочий Николай КАЛИНИН. Судя по другим сброшенным авиабомбам, я предположил, что это была фугасная бомба, весом 500 кг (что потом и подтвердилось).
Прежде всего мы выкопали вертикальный колодец (по следу бомбы), обнаружили бомбу, под неё подвели мягкий строп и при помощи блока, треноги и пенькового троса подняли её на поверхность земли. Над колодцем сделали досчатый настил, подвели телегу, на которой тоже устроили мягкую постель из сена. Бомбу погрузили на телегу. Эта работа продолжалась двое суток непрерывно без сна. Отдыхали поочереди.
Наверное напряжение этих двух суток было настолько сильным, что наступило полное пренебрежение к опасности, безразличие к себе. Оставалось отвезти бомбу в безопасное место. Вот тут-то и сказалось нервное напряжение. Лошадь в телегу не запрягли, побоялись, что в случае взрыва бомбы лошадь будет убита, решили везти телегу сами. Впряглись втроем и отвезли телегу с бомбой в овраг за 1,5 км. от шлюза. Движение по каналу было восстановлено.