А начнём мы пожалуй с родного мне края.
Все в Новокузнецке знали, что есть посёлок за Заводским районом, называется он Телеуты. Я, как проживающий в непосредственной близости от него, знал лишь два факта:
1. Русским туда лучше не ходить
2. Почерпнутый от взрослых - что в Телеутах (как ни парадоксально), живут Телеуты. А Телеуты в свою очередь - это какие-то Шорцы.
Т.е. вы должны сейчас осознать, что даже для местных жителей тех мест всё не так уж и понятно,а я думаю,что тем кто сейчас читает вообще может голову сорвать. Кто такие Шорцы в общем целом тоже никто толком сказать не мог, просто говорили "коренные народы". В детстве всё это не имело для меня мало-мальски интереса, какие-то телеуты,какие-то шорцы. Но если подробнее:
Первый пункт мы выяснили очень просто, однажды друзья позвали меня "слазить в сад за яблоками" и мы почапали к Телеутам. Тогда впервые я понял,что меня могут пырнуть ножом, но ещё более странным для меня было,что могут это сделать за то,что мы не телеуты. Мужик,увидев нас,как только мы вошли в посёлок, подошёл,схватил меня загрудки и вынув нож из кармана, дал понять,что делать мне там нечего. Я помню, что было страшно.. понять причины агрессии было тогда сложно и я подумал,что он понял,что мы воруем яблоки.
Собственно, Телеуты всегда жили в тех землях, но в начале 20го века все срочно взялись туда ехать строить заводы, город Кузнецк начал рости как на дрожжах,а местное население выселили не в самые лучшие условия и зажали между дымящих фабрик. Что испытывали местные жители сложно сказать, исторически верных данных об этих процессах мало. Понятно лишь,что далеко не большая часть из Телеутов была готова работать на фабриках,как советские пролетарии... Они однозначно не готовы были отождествлять себя с этой страной и этими людьми. Теперь 21 век и мы имеем чудесную возможность обратиться к педевикии.
"Телеуты (самоназвание теленнет, тадар, байат-пачат) - коренной малочисленный народ в России. Численность и ареал Всего: ок. 2700"
Там же можно увидеть, что Телеуты вообще не Шорцы. Но кто тогда разбирался бы в этом, все были шорцы,кто не русский) На самом деле телеуты вообще отдельная этническая единица, как и алтайцы в целом корнями уходят к калмыкам, собственно откуда и название "Телесы" - или белые калмыки. В 17 веке, когда интерес к Сибири резко возрос, телеуты вместе со многими народами подверглись репрессиям, которые по существу не прекращались до советского времени,а в советское время они были так оттеснены на обочину жизни,что просто потихоньку теряли самосознание под натиском индустриализации и ростом городов. Большинство телеутов оттеснили в Томскую область, но оставались вот такие маленькие очаги,как у нас в городе. До середины 20 века все коренные народности старались сохранить быт и культуру, но кажется 21 век стирает всё и вся,а кружки ремесла и народного танца,всё больше походят на фарс, как и массовый всплеск активности шаманов,выбивающих деньги из народа,который тянет к самоидентификации.
К слову всё таки интересным моментом является кем друг другу приходятся Шорцы и Телеуты... Сначала стоит отойти чуть в сторону и объеденить всё таки для пущей ясности телеутов и алтайцев. Республика Алтай в целом у людей на слуху,многие хотят поехать туда,либо уже ездили. Все кто увлекается туризмом и первозданной природой в курсе где он находится. Так вот, Алтай заселили т.н. алтайские калмыки. В википедии Алтайцы включают в себя собственно телеутов, теленгитов (тот же собственно телеут,только оттеснённый в Томскую губернию,к Телецкому озеру), кумандинцы и тубалары. Вообще сложно сказать откуда алтайцы осели, но очевидно,что всё это были кочевые племена, и при миграции калмыков в прикаспий часть тормознула именно в этих краях (как судя по всему и часть калмыков забайкалья). Вели преимущественно кочевой образ жизни.... и исповедовали,как водится шаманизм. Тут я бы сделал сноску, хотя история на эту тему очень сильно молчит, но калмыки явно контактировали между собой и не были прям уж в вакууме, а само по себе слово "калмык" - в вольном переводе означает "отпавший,отсталый". Термин появился как раз таки в силу того,что они приняли для себя Буддизм, который,как известно проникал в Монголию и т.п. из Тибета весьма активно. Шорцы же, живущие приемущественно в Кемеровской области были не калмыки,а татары. Тут сложно говорить о терминологии,т.к. шорцы тоже в целом исповедовали в этих краях шаманизм,а алтайцы потом вообще выдумали тэнгрианство (но это тодельная песня). Поэтому шаманизм в нынешней ипостаси в целом антинаучно и скорее спекуляция. Понятно что у народов была мешанина,в силу вакуума от остальных народов, но на Алтае периодически находят статуэтки Будды,ваджры и прочие атрибуты Тибетской веры. Очевидно,что меж собой шорцы и алтайцы,а уж тем более телеуты контактировали, но скорее всего в силу родоплеменных устоев не смешивались особо.
Суть и о тех и о других мы достоверно узнаём только к 17-18 векам, когда русские начинают ставить границы государства в виде острогов и посылать туда то казаков, то купцов и прочих священников. К слову сказать, местное население не очень желовали русских, хотя к оброку привыкли при ханах. Русские себя показывали ужасно в плане насаждения нового режима. Жгло всё напалмом и синячило так,что бедные шорцы и алтайцы начали лудить с ними, пропивая порох и пушнину. Кто поумнее пытался всех сгруппировать,придумать новую религию основанную на шаманизме, запретить им лудить и вообще объявить русским джихад, но как видим безуспешно. И это бич всех малых народов,начав пить огненную воду, спивались и теряли адекватное потомство они очень быстро. А следом пришли священнослужители,всех крестить так сказать, и им мы благодарны тем,что у нас вообще нет толком памятников истории в сибири,т.к. они просто уничтожали все идолы и боролись как могли с проявлением этнического самосознания. А письменных источников у малых народов просто не было, поэтому и шаманизм и устная культура вся исковерканная пришла к нам сквозь сознание СССР и верить там практически ничему нельзя.
Но в общем и целом народы скотоводили, охотились,рыбачили и чувствовали себя более менее нормально, а вот соседи у них были весьма занимательные, но о них в следующий раз!