Пост о танце (часть 4):

Mar 03, 2010 07:16

На всякий случай: первая часть здесь, вторая - здесь, третья - здесь.


Поскольку я занимаюсь культурой фламенко, то задолго до написания этого поста мне задали вопрос, не повлияла ли как-нибудь эта культура на творчество Майкла. Скажу, что прямого влияния по сути никакого нет. Просто есть общие точки соприкосновения.

Я выше долго собственно об этом говорила: такие культуры народного танца и музыки, как фламенко и как афроамериканская культура (в том числе джаз) - это очень близкие по способу творческого существования направления. И там, и там история восходит к древним этническим корням, и там, и там есть тенденции смешения и взаимовлияния, и там, и там присутствуют такие основы, как импровизация, пластика, ритм, раскрытие сильных эмоций и экстатические состояния, часто восходящие к мистическим поверьям далёкого прошлого. Роднит их и то, что фламенко - тоже культура, которую веками хранили те слои населения, которые много пели не только о радостном, но и о тяжёлой доле, одиночестве, смерти. А ещё в обоих культурах есть свои обращения к христианству, создавшие интересные жанры в рамках церковных праздников и песнопений. Эти две культуры часто исторически сталкивались друг с другом, порождая интересные смешения и новые жанры. И как я уже сказала, и в наше время эти две культуры по-прежнему дружат друг с другом. Негритянские мотивы захаживают в гости к испанскому искусству в самых разных формах.

Что касается прямого влияния фламенко на Майкла. Ну, насколько мне известно, он немного общался с Хоакином Кортесом (наиболее известный в наше время танцовщик в жанре эстрадного фламенко), в творчестве того же Кортеса можно углядеть некое влияние Джексона, хотя оно и спорно, но кое-что общее явно есть.


У Майкла же отголоски фламенко присутствуют в прямом смысле лишь в клипе “In the closet”. Во-первых: там в паре моментов мелькают испанские танцовщицы в длинных белых юбках. Даже если это не чистопородные испанки, то движения рук, корпус и повороты у них из фламенко - это однозначно. Второй момент: и эти танцовщицы, и Майкл причёсаны в стиле фламенко, очень гладко. Кстати, многие отмечали, что непривычно было видеть Майкла с гладко зачёсанными волосами. Но это именно атрибут стилистики: всё оформление в этом клипе сделано с испанским и латиноамериканским налётом. Причём испанского там больше. Латинской Америкой отдаёт тамошний образ Наоми Кэмбелл, она одета в коротенький костюмчик в стиле бразильской ламбады. А вот наряд и причёска Майкла явно ближе к испанскому стилю, как уже говорилось. Даже ботинки на каблуках там напоминают те, которые носят испанские танцовщики. Само действие клипа разворачивается на фоне характерных домов с белыми стенами, это тоже классика южной Испании и во многом Лат. Америки. Вот такой стиль. Вероятно, это было сделано с целью подчеркнуть эротичность этого клипа, ведь всё испанское и латиноамериканское у многих ассоциируется со страстью, сексуальностью.

Ещё меня спрашивали: есть ли какая-то связь между испанскими мотивами и одним движением в “The Way You Make Me Feel”. А именно, когда танцуют вместе парни и Майкл и где они резко подкидывают руки над головой, выпрямляясь. Нет, тут прямой связи с фламенко никакой. Разве что просто есть некие общие представления у всех хореографов о каких-то страстных жестах, движениях. Эта поза подчёркивает страстность явно. Это просто эффектно и всё. А уж ассоциировалось ли это движение у автора конкретно с испанцами - это тайна есть велика, это может быть как угодно. А так: условно говоря, это третья позиция рук в классическом танце, она везде может в каком-то виде использоваться.:)))

Хотела сперва ещё что-то сказать о конкретных клипах, номерах. Как бы надо же ведь отметить и это для полного комплекта. Но я прихожу к выводу, что это разговор о каких-то частностях, которые уже собственно превратятся просто в разбор из серии: «ах, как вот это здорово он сделал», «ух, как они тут все весело запрыгали». Что-то я не вижу большого интереса в этом, это больше не для повествований, наверное, а для диалогов, когда делишься мнением. Но просто скажу, что из конкретно клипов с поставленными танцами мне больше всего нравятся “Bad”, “Smooth Criminal” и "Ghosts".
Это самые профессиональные и самые блестящие работы именно по постановке, съёмке, оригинальности. «Триллер» - это, конечно, классика и тоже блестящая работа. Но там сама хореография несколько проще, там больше радует, насколько театральна эта хореография. Она очень образная и повёрнутая лицом к актёрскому мастерству. Но с точки зрения съёмки, построения кадра - там ничего такого. Просто хорошо отснятый танец.
А вот помянутые выше работы - это именно конкретно блеск соединения средств кино и хореографии. Самый шедевр именно по разводке танца в кадре с использованием разных интерьеров, лестницы и перемещения камеры из одного интерьера в другой вместе с танцем и сценарным действием - это, конечно “Smooth Criminal. Высший пилотаж именно постановки и создания единой логичной последовательности кадров со всем, что там происходит по танцу. Шикарное место там и для нестандартного самовыражения Майкла: пауза без музыки с завыванием, криками и мотанием головой - это и режиссёрский ход отличный, и есть место для той самой личной дикости, так сказать.:))) Отдаёт немного африканским обрядом с потрошением кур и беснованием. ИМХО лучшее место в клипе, опять слегка выпадающее из всей этой голливудщины и бродвейщины с гангстерами и создающее совершенно прекрасный контраст.
В “Bad”, если говорить конкретно о танцевальной его части, Майкл совершенно прекрасен в своей агрессивности и работе с камерой, как с партнёром. Там на этом приёме весь номер выстроен. Кордебалет хорошо за ним идёт в синхроне - это их основная заслуга там, и это очень смотрится. А вот под конец в акапелльной части интересная деталь: насколько всё внимание к Майклу, что остальные не доигрывают даже до половины его нервности, его всего трясёт от старания. Он выдаёт явно всё-всё, что только можно, чтобы от злости аж в глазах потемнело, а мужики стоят относительно спокойно. Присмотритесь к ним на досуге, это забавно.:)
"Ghosts" - сам по себе фильм очень интересный, хореография там опять же дополняет действие, очень ярко дополняет, много хороших находок в самих движениях.


Стоит сказать пару слов про Билли Джин: всё-таки это знаковая вещь среди сольных танцев Майкла. Это его шедевр, основанный на минимализме, именно как монолог в совершенно голой обстановке, где нет ничего, кроме света. Только мастер и может заставить людей не скучать, глядя на него в подобной форме подачи. Лично мне всегда интереснее всего смотреть на импровизацию, когда появляется нечто спонтанное и уникальное.:) Кстати, именно Билли Джин постоянно используют для подражаний и пародий. Убогое это в основном, скажу я вам, зрелище. Исключение составляют только удачные шутки или отвлечённые от подражания вариации на тему.

Скажу лишь такую вещь, возвращаясь к Майклу: кардинально отличаются все его концертные исполнения Билли Джин и выступление на юбилее Моутаун. Там ещё не так гладко, как в поздних версиях, сделана лунная походка. Возможно, не скользил пол. Однако по эмоциональной выкладке этот танец настолько наэлектризован, что не сравнить ни с чем. В конце, когда Майкл останавливается и смотрит в зал... Я не знаю, как описать это выражение глаз, но мне в нём всё понятно. Я переживала такие моменты, когда от пары минут зависит всё. Это другое тело у тебя становится. Потом пытаешься запомнить происходящее, обычно остаются в голове какие-то мгновения, куски, что-то на уровне ощущений. Но это такой выброс сил, как будто это не две минуты, а два часа работы. Не по времени, а по затратам. И это сильнейший контакт с публикой, конечно. От этого ещё сильнее заводит. Потому что если речь о публике взыскательной, которой надо показать что-то новое в первый раз - это момент особый. Я это выступление каждый раз смотрю, как на Майкла на экзамене. Там и направленного света-то нет. Просто артист на сцене.

Ну, и последнее: о мастерстве танцовщика. И о том, стал ли Майкл танцевать с возрастом хуже. Я, увы, слышала такие мнения по поводу поздних его выступлений и "This is it".
Скажу так: можно по-разному смотреть на танец. Но важно помнить, что танец - это искусство, а не спорт. Я это уже говорила. Это основное. Безусловно, танец связан с телом, с физической формой, поэтому по ситуации могут обсуждаться какие-то аспекты техники. Одни аспекты в балете, другие - в народном танце, третьи - в эстрадном и т.п. Но какова бы ни была важность техники в том или ином случае, мы всё равно должны начинать с художественного содержания, а технике отводить вторую роль. Это не отменяет необходимости неких основ в выполнении движений, например. Но мы говорим не об обучении начинающих, а о мастерстве большой звезды.

В отечественном балете пенсионный возраст начинается в 38 лет. Понимаете? Не в 50 и даже не в 45, а в 38! Нагрузки, конечно, там дикие. Но стоит понимать, что вообще существует такая практика, как пенсия в 38 лет. Конечно, звёзды балета танцуют дольше. Майя Плисецкая и в 70 ещё выходила на сцену. Но уже все понимают, что возраст накладывает свой отпечаток. Чёсом такой человек уже не выступает точно. При этом люди могут охотно купить билеты на её выступление. Потому что увидеть звезду хотят и в 20, и в 70 лет. Люди хотят увидеть уже не идеально выполненное фуэте, а индивидуальность, внутреннее содержание. Собственно то, что и составляет главное в художественном наполнении танца и главное в том, что можно увидеть в исполнении звезды.

Приведу другой пример: во фламенко люди танцуют до глубокой старости. Там не только нет пенсии в 38 лет, там после 30 только всё начинается. Однако никто не в состоянии отменить физические изменения с возрастом, ухудшения в здоровье, силах. И всё равно испанцы танцуют, даже будучи совсем дряхлыми стариками. Опять же всё объясняет подход к художественному содержанию. В танце фламенко духовность и артистизм сильно важнее техники. Старики почитаются подчас даже больше молодых, потому, что им есть ЧТО сказать со сцены. Фламенко - искусство зрелых людей. Чтобы станцевать боль, впустить в себя дуэнде, о котором говорилось выше, нужно быть человеком, который что-то уже пережил в жизни. Да, испанцы танцуют с раннего детства, и танцы детей тоже очень ценятся за юность, темперамент, старание. Но всё равно апогея в этом искусстве достигают, пройдя некий жизненный путь. И важно, очень важно быть личностью. Потому что это танец в основе своей сольный, и чтобы выйти на сцену и что-то сказать публике, нужно чем-то отличаться от остальных. И прежде всего манерой и духовным содержанием. Фламенко - танец Артистов.

Эти примеры я привожу к тому, чтобы была понятна разница не только между главным и второстепенным в искусстве, но даже между техникой мастера и техникой рядовых исполнителей. Важно понимать, что подчас мастер отличается именно тем, что способен потрясающе и НЕПОВТОРИМО сделать то, что не требует больших физических затрат. А вот рядовые исполнители часто берут тем, что умеют делать очень высокий прыжок или могут идеально выучить то, что просит хореограф. И то, и другое - профессионализм. Однако он служит разным целям.

Майкл Джексон - тот эстрадный танцовщик, который максимально близок был к искусству в высоком смысле, а не к спортивным мероприятиям. В нём было много от народного танца, и он создавал не просто шоу, где бы он творил невероятные трюки, он создавал наполненный содержанием диалог с публикой и с Богом. Пусть это звучит пафосно, но это было так по своему основному посылу, он ЭТО нёс публике. И чисто интуитивно с вышеописанными шаманскими наклонностями, и совершенно осознанно, как профессиональный и очень самобытный художник.

Ему было уже 50. Его пластика была в идеальном состоянии. Простите, что ещё нужно, чтобы конкретно ему, в конкретно его жанре иметь достойную физическую форму? Да ничего.
Да, полагаю, что он не мог уже танцевать и прыгать много часов подряд с той же бодростью, с какой это он делал в 20 или 30 лет. Не потому, что он по слухам был совсем плох (это спорный момент, который обсуждать не хотелось бы), а потому что он просто был 50-летним человеком. Обыкновенно вполне здоровым 50-летним человеком быть на сцене всё равно уже не так легко, как быть 30-летним. Потому что есть разница. В 50 эту прыть выдавать и не нужно. Для марш-бросков есть молодые. А от Майкла нужна была его индивидуальность, пластика, темперамент, энергия. И ВСЁ. Всё это было при нём!

И когда его в "This is it" показывают, то исключая любые чувства симпатии к нему, можно запросто с позиции профессионала сказать, что он был в миллион раз лучше своей танцевальной группы. Потому что его тело живёт в танце каждую секунду, его танцевальные движения для него естественны, они его родные. И сколько бы ни старались там эти мальчики и девочки, им этого не сделать никогда по определению. Будь они даже сто раз талантливы и физически крепки. Мне, честно говоря, даже странно это объяснять, поскольку это вполне прописные истины. Но я всё ж это делаю, потому что меня возмущает непонимание смысла некоторых вещей, которое я встречала у отдельных людей.

Отмечу ещё лишь то, что просто важно учитывать, что он был уже не только не настолько молод, как когда-то, но он пережил в жизни много потрясений. Это факт. И было ли или не было у него то или иное недомогание - эти подробности по сути ничего не меняют в факте его мастерства. Мне просто ясно, что он прожил очень непростую жизнь, но при этом он не утратил способность прекрасно петь и танцевать. В фильме это всё продемонстрировано достаточно.
Кстати, могу заметить, что, подчас, и молодые артисты могут выйти на сцену с плохим самочувствием, с болью в ногах или руках, с кучей проблем по жизни, но при этом на сцене выглядеть бодрыми и весёлыми. В этом копаться - довольно неблагодарная затея. Можно лишь сказать, что Майкл наверняка очень уставал, но при этом он молодец.

Что касается того, как он танцует в фильме, я могу лишь одно сказать: каждый кадр - маленький шедевр. Подчас это не какой-то там немыслимо сложный танец, видно, что Майкл импровизирует, делает где-то одно и то же, что часто свойственно импровизации. Это не напряжение, это умственный релакс. Проще говоря, он валяет дурака. Но это прекрасно. Потому что он гениально валяет дурака: у него при этом гениальное тело. Его дуракаваляние и есть то уникальное, что не поддаётся копированию.:)

Вообще немного приоткрою на словах тайну того, что с человеком в такие моменты происходит, поскольку знаю это по себе. Майкл довольно точно сказал Баширу: «Танцовщик не должен думать, он должен чувствовать». Совершенно верно. Это ощущение потока. Оно может быть совмещением с музыкой, а может происходить и без неё, как самостоятельный видеоряд. Дело не в том, что из головы напрочь исчезают мысли, просто танец - это невербальная информация. Во время танца не может быть ощущения психологического напряга, иначе всё провалится, должно быть ощущение свободы. И если мы говорим о неких технических наворотах типа прыжков или вращения, то они чаще всего требуют физического напряжения, каких-то затрат. А вот пластика, которая может выглядеть жутко сложной, часто самим танцовщиком воспринимается как элемент отдыха.:) Все эти волны телом, изгибающиеся бог знает куда руки, шея, голова, натянутая стопа - это всё делается легко. Точно также, как вы каждый день просто ходите или прогуливаетесь.:) Такие люди, как Майкл, пластику не осваивают, они с ней живут. То есть ты не приходишь в балетный класс, размышляя и раскладывая, как делается вот это движение, которое ты там-то видел или так-то придумал, а ты ловишь ощущение этого движения, делаешь его, и оно становится таким же естественным, как дыхание. Чтобы сохранить пластику, не требуются часы и годы диких тренировок, умея это, ты это умеешь всегда. Главное, чтобы тело и мозг были в сохранности без нарушения моторики.

Когда говорят, что танец - это адский труд, то имеется в виду, что после 5-20 минут танца устаёшь, а после нескольких часов танца ужасно устаёшь. Но это не значит, что ты каждую из этих минут думаешь «Ох, как же мне тяжело!» Это чувство удовольствия, совмещённое с физической нагрузкой. Иногда танец приводит к тому, что у тебя стёртые в кровь ноги или какое-нибудь растяжение. Но во время танца ты максимально стараешься эти ощущения игнорировать и часто от танца они начинают проходить. В экстазе боль может даже совсем утихнуть, и так бывает. На сцене всё чудесно, чудно и неожиданно подчас. Это всегда по стрессовости - ситуация экстремальная, но она работать для самого артиста может, как наркотик. Кстати, на сцену и тянет за этим. И подчас только пост фактум на следующий день ты понимаешь, как ты выкладываешься, где у тебя болит и что болит.
Я не профессор Бехтерева, чтобы толково и научно описать те мозговые процессы, которые происходят в таких ситуациях, но могу сказать, что сцена часто заставляет подключать скрытые возможности организма, которые опять же возникают благодаря работе с подсознанием и умением использовать изменённые состояния сознания. Всё опять возвращается к истоку, к Дуэнде. Без него никак.:)

В общем, если про танцы говорить, то всё у Майкла в порядке, ей-богу.:)


Поскольку разговор мог бы ещё продолжаться и продолжаться, то сложно поставить некую точку. Я нарисовала картину, где могла бы ещё вносить, и вносить детали по настроению. Потому что тема танцевального искусства в глобальном отношении неисчерпаема, и Майкл в ней - константа. Я лишь надеюсь, что смогла донести главное в этой картине до всех вас. Поэтому подведу такой итог:
Танец для меня свят, это я много раз сказала. Бежар назвал его искусством ХХ века, а я назову искусством Вселенной. Он соединяет духовное и материальное воедино, приоткрывая нам завесу тайны тайн, вынося наше сознание далеко за пределы многочисленных рамок и оков. Есть много хорошо танцующих людей, но среди них не так много танцовщиков, которые являются Артистами с большой буквы. Неважен жанр, неважен масштаб популярности, важно то, насколько артист всецело отдаёт себя искусству, насколько он осознаёт тот великий дар, который имеет и несёт его зрителям. Дар - не просто талант и даже не гений, дар - это сама возможность служить танцу с помощью данного тебе таланта, всецело его любя, ощущая его сакральный и общечеловеческий смысл. Майкл Джексон был одним из тех танцевальных «поэтов», что беззаветно обожая танец, несли на сцену его суть, ту искру, что выносила зрителей за привычные рамки, соединяя их с неистовой стихией энергии, эмоциональности и красоты, которую нельзя постичь простой логикой, но можно лишь почувствовать. То, как он умел обнажать свои эмоции и вылавливать в потоке импровизации потрясающие мелочи - дано очень немногим танцовщикам. И не дано никому из поп-исполнителей. Те духовные переживания и та эстетика, что он принёс на эстраду - это уникальный случай. Одновременная сложность и простота многого из того, что он делал, породили гениальное. И ещё много лет ему не найдётся замена в тех масштабах и жанрах, в которых он творил. Хотелось бы, чтобы это понимали не только поклонники его творчества.

Я рада, что застала время, когда он был жив, и в какой-то мере рада, что мне выпала роль заставшей его историю в той ситуации, когда я могла судить о нём непредвзято. Многие годы было модно его ругать и считать странным выродком. До такой степени, что сказать вслух, что тебе нравится Майкл Джексон, было стыдно и страшно. Однако мне это не помешало видеть в его искусстве главное. А вот за судьбу его больно. Жаль, что слишком многие таланты при жизни воспринимаются через призму негатива, почему-то есть в человеческой природе такая закономерность. И она повторяется с печальной регулярностью. Талантливый многогранный человек, ярко одарённый и к музыке, и к танцу, и к осуществлению всевозможных театральных идей и т.п. известен широкой публике не по своим лучшим образцам творчества, а по отдельным фрагментам клипов, которые чаще бывают на телевидении, и по бульварным сенсациям, не стоящим никого внимания. На сегодняшний день по нашему телевидению невозможно увидеть ни одной приличной передачи о нём, только убогие поделки, где вечно перепутаны имена, даты, перевраны сведения и по сути ничего не говорится о его творческом даре. А лучшие концертные записи и фильмы по-прежнему смотрят только поклонники на своих закрытых показах-междусобойчиках. Жаль. Правда, в свете того множества грустного, что происходит с культурой отечественной, не приходится сильно жаловаться на то, что нечто упущено по части культуры западной. Остаётся лишь вздохнуть и надеяться, что высшая справедливость таки всё расставит на места. А мы ей в этом своим скромным вкладом поможем.

***

Ну, вот, теперь в сообществе 778 постов. Но зато хоть один день их было 777.:)

танцы

Previous post Next post
Up