Нынче как-то принято стало в интернетах называть подобные вещицы «осколками развитой цивилизации». Что-то из цикла «Мои современники», «Счастье созидания». Очередная попытка средствами кино сверху зажечь подзмещаневшуюся советскую молодёжь 70-х идеями новых свершений, подвигов, ударных строек, дальних странствий.
Четыре капли на эту «идеологическую мельницу» добавляет киноальманах «Друзья мои», объединивший в себе четыре новеллы. Четыре капли, - сегодня, как четыре глотка живой воды. И невольно напрашивается продолжить: «… прекрасен наш Союз!».
О таких фильмах отчего-то и писать хочется в стилистике передовиц тех лет. В пафосной стилистике из-за которой чтение газет всегда начиналось с последней, а не с первой их полосы.
Новеллы открываются стихотворным прологом. Звучит закадровый голос Беллы Ахмадулиной. Для пущей романтизации и поэтизации образов «простых советских людей», современников.
Старый учитель
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.
А. Блок
Жизнь есть жизнь. Старого заслуженного сельского учителя пытаются проводить на пенсию. Здоровье, - сам понимает, - не то. Самое время ехать к дочери внуков нянчить, жизни радоваться. А он не хочет. Намерен там и умереть, где родился. И молодёжи пеняет на то, что едет она из села, получает образование, разлетается по всей стране, а село пустеет. Некого становится учить, мало в школе учеников, вот и сокращается одна ставка. А так бы трудился ещё годы…
А кто виноват, если не Вы? - Парирует внезапно бывший ученик, ставший большим местным начальником РОНО. И, ведь не поспоришь! Учил бы учитель хуже - не разлетелись бы по стране образованные сельские кадры. Не позанимали бы высоких постов. Не позанимали бы - не оскудело бы село. Такой вот круговорот людей в природе. И горько восклицает словами Ульяны Андреевны старый учитель, глядя в глаза бывшему ученику своему: «Выучил я вас на свою голову…»
А кругом - красота несусветная! И лес, и дол, и река. В чьи руки всё перейдёт, как уйдёт с этой земли учитель?
Едут в село переселенцы по оргнабору. На дороге их встречает чиновник РОНО и (а ни завуалированный ли пример банального блата перед нами?!) перенаправляет в родное село, где и дети учиться смогут. Ну и учителю своему бывшему фартит: ставка то теперь, при возросшем количестве учеников сохранится! Такие вот нехитрые хитрости. И всё теперь будет хорошо. Не умрёт село.
«Старого учителя» играет молодой Валентин Никулин. Ему здесь 38. Черкасов сыграл Полежаева в 36. Но у него задача была посложней! Тут же перед нами предстаёт эдакий престарелый романтик. Из тех самых, «непуганых совков», как с усмешкой порой называют то поколение мои нынешние современники. И, как правило, вздыхают.
Сценарно новелла откровенно слабая. Вся драматургия передана в диалогах. Образы - каждый оправдывает только свою задачу в общей концепции на тему «человек на земле» или «человек на своём месте». Бесхитростный сценарий спасает видеоряд. Крепкая операторская работа.
Тихоход
Новелла о сельской молодёжи и о том, что в жизни каждого советского человека есть место подвигу. Во всяком случае, найдётся кто-то, кто создаст для ближнего ситуацию, в которой можно проявить себя. Будь ты хоть простой водитель молоковоза, нежно влюблённый в красавицу-буфетчицу из чайной.
Есть тут ещё Костя - эдакий сельский супермен. Первый парень на деревне, водитель МАЗа, у которого вся кабина в «картинках». Бледноват на его героическом фоне влюблённый Федя-тихоход. А супергерой всё делает быстро и рисково. И на аварийной машине (мелочь - тормоза барахлят) гоняет лихо, и девушку с собой увозит. И условия заявлены и зрителю понятно, чем может окончиться эта поездка. Всё просто.
Чем же цепляет эта бесхитростная история? Меня понятно - неровно дышу к Королькову с раннего детства. Но удивительно, как здесь хороша Русланова! Впервые пронеслось в голове, что она, внезапно, - красивая актриса. Замечательный комический образ создал Юхтин. Но это всё - внешнее. Форма. Есть здесь ещё что-то непроходящее. Настоящее. Когда, в критической ситуации, способен ради спасения жизни другого позабыть о себе. Без пафоса, без желания выделиться, что-то там доказать окружающим и себе самому. Ни за славу, ни за деньги, ни даже за руку прелестной дамы. В общем, это рассказ о скромных героях, одним из которых однажды, если представится случай, может стать каждый советский человек!
Татьяна-Борис
Новелла из серии «Юный техник», «Твори, выдумывай, пробуй!». Подростки-картингисты, мальчик и девочка, работают над изменением эргономики машин. Татьяна - единственная девочка в команде. Дома родители возмущены увлечением дочери, но та не унывает. Страна оставила за ней свободу выбора: не навязывает «девочковые правила» с непременными кройкой, шитьём и кулинарией, не гонит в церковь, не заставляет планировать семейную жизнь со школьной скамьи. Страна полагает, что её юная гражданка разумна и адекватна настолько, что сделает выбор сама. Всему своё время. А пока её выбор - спорт и техника.
Борис - юный конструктор. Он создаёт для Татьяны машину новой модели, на которой она непременно возьмёт первое место на соревнованиях. Сложная система зеркал при горизонтальном положении водителя обеспечивает полный обзор. И опробовать эту систему Борис внезапно пытается… на грузовой автомашине. Странно, но именно этот момент как-то отозвался в памяти: я видела этот фильм! Давно, по телевизору, в раннем детстве. Мне тогда казалось, что всё на свете гораздо удобнее делать из положения лёжа. В том числе и водить машину. Было мне тогда, наверное, года два. Плохо, если и старшие зрители сделали из кино подобные выводы.
Технически подкованный Борис, остановленный инспектором ГАИ, в отделении быстро придумывает, как рационально организовать рабочее место милиционера. Акселераты. Поколение НТП! Научно-технического прогресса. Где вы теперь? Где ваши изобретения? Остались в чертежах? В мечтах? В прошлом?
Новелла вполне-себе сошла бы за обучающий фильм по теме «эргономика». Физика. «Настоящая эргономика только и начнётся в эру комических путешествий!» - Заявляет Борис. Они далеко заглядывали, юные техники, мальчишки начала семидесятых! Конечно, они не сомневались в том, что на заре двадцать первого века страна совершит небывалый прорыв и достигнет космических высот в науке и технике. И, скажи ты тогда такому Борису, что наши кино будут в космосе снимать, - не удивился бы. Удивился бы лишь по факту, что сняли такую дрянь! И - где? На Родине Эйзенштейна!
На стене мастерской Бориса портрет Королёва и тот улыбается со снимка, глядя на молодых изобретателей. Их не остановят первые неудачи. До Союзных соревнований у них две недели и ещё впереди лет пятнадцать на воплощение в жизнь своих светлых идей. Далее уже будет без надобности…
Чукотский марш
Мечта моя, судьба моя -
Далёкие пути!
Н. Добронравов
На долю комсомольцев 70-х не выпало ни Кронштадского льда, ни сабельных походов. С ними ничего не происходило на широких площадях, их не уносили боевые лошади. Зато их уносили скорые поезда. Уносили далеко, на ударные стройки пятилеток. Неслучайно же именно этой победной кодой завершается альманах о современниках. Кто-то решил, что молодёжь ищет трудностей и приключений, что молодым скучно сидеть в четырёх стенах городских квартир. Я не могу сказать за всех молодых, так оно было на самом деле, или нет. Но романтикой дальних странствий проникались даже мы в детсадовско-ясельных группах. И нам обещали с трибун, что и на наш век хватит ударных комсомольских строек. Меня, признаться, это слегка пугало!
В начале 70-х образ бравых молодых парней с гитарами, в спецовках с символикой ССО активно пропагандировался в кино-, но, главным образом, - в песенном жанре.
Но не готовьтесь услышать звуки пресловутиого «Чукотского марша». Такого марша в новелле нет. Это - слова, которые с горечью произносит молодой студент, вынужденный вместо ССО на Чукотку ехать в Бремен на конкурс молодых музыкантов-трубачей. Быть молодым строителем почётно! Отбор строг и в команду попадают не все! Отказать могут по любой причине. Как отказали молодому армянину - из-за бороды. Руководителя отряда не переспорить! Он принципиален и твёрд. Но и ему, главному герою новеллы, предстоит сделать выбор: перед самым отъездом на Чукотку ему приходит приглашение на работу из Главкосмоса (тут я слегка напряглась!). Герой колеблется недолго. Он обещал ребятам - он не может их подвести.
В итоге вместо космоса все едут на Чукотку. Молодой музыкант отправляется в Бремен, а на его освободившееся место в отряд принимается бородатый армянский энтузиаст. Такие вот, на зло врагам, «гримасы социализма»!
Киноальманах нисколько не претендует на шедевральность! И огрехов, особенно по части драматургии, здесь полно. Из достоинств можно отметить лишь опeраторскую работу и несколько актёрских. И, конечно, это - документ своего времени и каждому, кто, так или иначе застал советский период, есть, что тут сказать.
Структурно альманах выстроен поступательно: от малого - к большому. От картин малой родины, крохотного села, где живёт старый учитель, - к далёкой Чукотке, куда стремятся молодые, которым не страшно доверить их большую страну. Они всегда готовы и к подвигу, и к состязанию. Они - движители научно-технического прогресса, люди конца двадцатого - начала двадцать первого века.
Того самого, двадцать первого, скептическому взгляду откуда данный альманах может показаться наивным и даже глупым. Поступки и речи героев - то пафосными, то странными, то снова глупыми и ничем не оправданными. Осколок непонятной цивилизации, растолковать, какой же она была на самом деле, сегодня от первого лица может всё меньше и меньше людей.