А, пока меня добивает магнитная буря, посматриваю телевизор.
Намедни показали сразу две «Бесприданницы». Фильм-спектакль 1974 года в постановке Худякова, довольно неудачный, со странным подбором актёров, из которых каждый безусловно хорош сам по себе, но не в этом действе. С великолепной Дорониной в роли Ларисы.
Почти следом дали Рязановский фильм, вероятнее всего, не в пику предыдущему показу, а в честь юбилея бенефицианта данной ленты.
Если кратко: Доронина - не Лариса, Гузеева - не актриса.
Для полноты картины пересмотрела ещё и Протазановский фильм.
В своё время я была крайне несправедлива к «Бесприданнице» Якова Протазанова. Впрочем, что я понимала тогда, чёрт знает, сколько лет тому назад?! В институте меня мягонько так осадил с этим Транквиллицкий. «А у меня, - сказал он, - это любимый фильм». Мы тогда обсуждали, сравнивали Рязановское недоразумение с лентой 1936 года. Мне казалось, Алисова сильно наигрывает и мне страшно не нравилось это. Особенно во второй части фильма. Но как было отразить на экране страсти восемнадцатилетней девочке? Начинающей актрисе. Страсти, которых ещё не переживала. Там, в титрах, ещё только на уровне ассистента значится Кадочников. Читайте титры. Многие творческие и семейные союзы завязываются на съёмочных площадках.
Её Лариса сверкает глазами, заламывает руки и долго корчится, повиснув на цепи в финале. На цепи, которая, вероятнее всего, символизирует те самые цепи социальной условности и несвободы, из которых высвобождается её мятущаяся душа.
Но в этой юной Ларисе, безусловно, уже кипит неуёмная сила, что бушует и раздирает яркую натуру Ларисы в исполнении Дорониной. Трагическая обречённость, которую, помимо прочего, даже обозначить не сумела Гузеева. Алисова играет крупно, театрально. Доронина тоже театральна, но разница в опыте и мастерстве очевидна. Гузеева не играет вообще. Едва шевелится. Уникальный случай, когда даже переозвучка вполне-себе приличной актрисой роли не спасла. Но, как говорят в безнадёжных случаях, обычно разводя руками, «хотя бы на красивую женщину посмотреть».
Обе они дебютантки, и Алисова, и Гузеева. Начинающие актрисы… Точнее, одна позднее, действительно, ею-таки станет. Вторая так и останется куклой.
«Куклой»-Дорониной не поиграть! Не поломаешь - сама ноги вырвет и вставит непредсказуемо. Кажется, даже Огудалова её боится и лишь харахорится на правах маменьки. Доронина - мощь! Красота необыкновенная! Но - не Лариса. Не Лариса. Точнее, может быть, и Лариса, да нета. Эта, похоже, и регулярно за Волгу ездит, и сама выбирает, с кем, и сама там заказывает музыку. И вот к такой бы Ларисе - блистательного Паратова-Кторова! Этот бы только и усмирил. А тут внезапно Гафт… Русский купец. Хотя, если Карандышев Джигарханян… Выдающиеся актёры. Но все мимо. Один только Дуров на месте. А в остальном всё настолько плохо, что даже хорошо. Даже не просто хорошо, а гениально.
Карандышев-Джигарханян далеко не «смешной человек»! Этот выстрелит и рука не дрогнет. Этот убедителен в своём «буду мстить» донельзя! И, прямо странно, что выбрал всего лишь пистолет! А не весь мир сгубил в порыве мести.
А, что Паратов? Кторов широким жестом с шубой закрыл тему. Это - не коляску в луже перепарковать… Долго думал Рязанов, чем ответить фильму Протазанова и ничего лучше не придумал. Михалкову не нужен фон, чтобы блистать: он один заполняет собой всё пространство. А высокий пилотаж профессии не в этом. Ценнее умение перераспределять зрительское внимание на партнёров и не потеряться самому. Рязанов демонстрирует своего Паратова со всех сторон, точно, как старый сводник, лично сватает за него стеклянно-деревянную с оловянными глазами Ларису. Он просто бомбардирует её Паратовым. Её и добрую половину половозрелых зрительниц по той стороне экрана. Вот он просто в белом. Вот он в белом на белом коне. Вот он с цыганами, весь в белом. Вот он ещё и поёт… Это его фильм, его бенефис. Михалков просто купается в образе разгулявшегося хозяйчика, любителя пустить пыль в глаза. Но слишком много пыли!