Меня неоднократно просили что-нибудь написать о падении рубля, но мне казалось, что я уже всё об этом
сказал еще в начале кризиса, в 2014 году, когда это падение началось. Я тогда популярно разъяснил всю механику процесса (который никак не поменялся, по большому счету) - что тут еще добавить? Но видя, как тема не утихает в лентах и в СМИ, всё же повторю вполне себе элементарные расчёты для тех, кто не в курсе этих уравнений.
Вероятно, что в ближайшие несколько месяцев доллар будет расти до 80-85 рублей. Вряд ли рост будет постепенным и не факт, что эта отметка будет держаться долго. Но куда она "пробьется" - зависит от нескольких факторов:
✅ договоренностей или недоговоренностей саудитов и наших нефтяников по квотам на нефть (этот фактор влияет на краткосрочные и среднесрочные позиции валюты);
✅ эскалации или сдерживания ситуации с коронавирусом в мире (это среднесрочный и долгосрочный тренд с отложенным эффектом на курс валют);
✅ поднятия или неподнятия ключевой ставки нашим ЦБ (повышение ее привело бы к планомерному разгону курсов и инфляции, как это было в конце 2014-го, когда ЦБ впервые отпустил курс в свободное плавание; это крайний вариант, который принес бы значительно более жесткий кризис, чем последние 5 лет).
В пессимистичных вариантах развития возможна не просто мировая рецессия, о которой давно уже пишут аналитики, возможно углубление затяжного мирового кризиса, поскольку влияние коронавируса на китайскую экономику (вкупе с гонконгскими историями) уже привело к высокому риску ее падения, как это было с американской в 2008-м. Понятное дело, что такое падение тут же обрушит мировые рынки, которые итак уже под жестким давлением: американские биржевые индексы не падали так стремительно с 1980-х! Это, конечно, не апокалипсис, но бабахнуть может шумно. И, конечно же, не только в экономике, но и в политике: кризисы всегда приводят к перестановкам, особенно в устоявшихся "режимах". Куда откатится рубль в таких условиях - не ясно, но и вряд ли это будет самой интересной темой.
Что же касается "оптимистичного" прогноза, то тут такие исходные факторы: коронавирус должен купироваться до начала лета (если исходить из динамики его распространения в Китае), ценовая война нефтяников в те же сроки - прийти к некоторому компромиссу. В любом случае, рубль будет под давлением, так что восстановления ниже 75 за бакс ожидать не приходится. Но и резкого падения с 80-85, по всей видимости, тоже.
Откуда взяты цифры? Вот "решение задачки", написанное в 2014-м в моем
программном посте о валютных ралли:
"Из-за падения цены на нефть ниже заложенного в госбюджет уровня, правительство с помощью рыночных инструментов и "при помощи" неблагоприятной среды выводит этот самый бюджет в профицит, и делает это простым и изящным способом - позволяя опуститься курсам национальной валюты на столько рублей, сколько казна не получает из-за падения цен на черное золото. Простая арифметика показывает, что при падении с заложенных в бюджет 95 рублей за баррель нефти до 60, чтобы бюджет был исполнен, доллар должен подскочить на эти самые 35 рублей, и стоить порядка 70."
Ровно так всё и произошло в декабре 2014-го. И да, валютный курс у нас - рукотворная история, причем контролируемая монетарными властями - Центробанком (и Правительством). В текущем же бюджете уравнения просчитаны из расчета цены на нефть 42$ и стоимости бакса в 65 рублей. Если цены на нефть задержатся на отметке в 30$, то легко посчитать, что бакс подскочит до 90. Если отскочат до 35$, то бакс снизится до 75. При жестком сценарии развития ценовой войны, когда баррель будет долгое время прыгать вокруг отметки в 25$, например, бакс устремится к 110 рублям за штуку. И т.д.
К слову, сегодня нефть марки Urals (по которой верстается российский бюджет) торгуется в пределах 30 долл. Но, поскольку сейчас только начало года, финансовые власти страны пока спокойно ожидают развития ситуации, потихоньку заливая рынок огромными средствами из ФНБ и поддерживая банки РЕПО. По этой причине рубль не особо сильно прыгает (таргет ведь, то бишь, основной KPI - годовое исполнение бюджета, а не ежемесячное, а у нас еще только март…).
Вот такие нехитрые расчеты. Что касается вероятности развития, то при прогнозах надо учитывать тот факт, что в ближайшие пару месяцев в мире - из-за срыва переговоров ОПЕК+ - предложение нефти ожидается больше спроса почти на 1,3 млрд баррелей, чего не было никогда в истории. В предыдущий рекорд - 4 года назад, когда избытка нефти было в 4 раза меньше, - курс доллара вырос с 55 до 80 рублей, а затем закрепился в районе 60-65. Так что, если бы не мировая пандемия коронавируса и импульсивные действия правительств некоторых стран (например, США), доллар и сегодня мог бы скакнуть на 90-100. Но пока что эта перспектива отодвигается на неопределенное время. Тем более, что для борьбы с кризисом (биржевые американские индексы уже трижды за неделю обваливались на беспрецедентные значения), США собираются национализировать часть своей экономики, а значит, нас ожидает неожиданный сюжет, не похожий на предыдущие истории.
И бонус-трек. Что же касается следствий из всего вышесказанного, то, увы, ничего позитивного в плане экономической ситуации ожидать в ближайшие годы не приходится. Мировые экономики из-за ряда наложившихся факторов сейчас постепенно спускают в трубу накопленные за последние 10 лет запасы денег - для того, чтобы остаться на плаву, огромные средства теряют и транснациональные корпорации - поскольку цепочки поставок разрушаются или замораживаются. Безработица, наверняка, в этом году скакнёт по всей планете. Уровень жизни - упадет (где-то заметнее, где-то не очень). Обанкротятся некоторые авиакомпании, банки, торговые сети и корпорации, сильно просядет мелкий бизнес (в некоторых странах он, скорее, уйдет в «тень», как и у нас). В России процесс фактической национализации основных отраслей экономики дозавершится, число частных банков и среднего бизнеса еще больше сократится, а большинство оставшихся на рынке активов окончательно высосет госсектор.
В эту же сторону движется и администрация Трампа и, если кризис затянется, могут повернуть и европейские страны. Так что коронавирус, помноженный на перманентные нефтяные тёрки, в итоге даёт нехилый такой крен влево. Впрочем, есть еще один глобальный актор, заинтересованный в подобном развитии событий: цифровая революция, включающая в себя кибер-производство, электронную финансовую систему и хайтек. Правда, пока что этот актор не имеет достаточно собственных средств для устойчивого развития, так что зависим и от страновых экономик, и от корпоративного сектора. Но если планета снова повернет влево в XXI веке, то это уже будет не чистой воды марксизм-маоизм, это будет совершенно новый, синтетический мир (отчасти предсказанный в «Черном зеркале», но вряд ли, хочется надеется, такой уж мрачный). Но это я уже совсем от темы отвлекся, простите. В общем, интересные события впереди, но ничего экстраординарного - всего лишь жизнь, как она есть. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь! (голосом Янковского) - не надо паники! И не такое видели…
(c) Кинес Кизиитов