Помечтаем о... конвергентных СМИ

Jun 18, 2012 20:02




Я почти 4 года проработал в медиахолдинге РБК (в экономическом журнале РБК обозревателем по крупному бизнесу, индустрии, отраслевой и макроэкономике, а также геополитике), занимавшем долгое время 1-е место на рынке деловой и финансовой информации в нашей стране. В какой-то момент ИД Ъ перекрыл по рейтингам и аудитории РБК, но у Ъ не было телевидения (да и сейчас единственный конкуретноспособный телеканал в сегменте финансовой деловой информации - это, безусловно, РБК, на чём и держутся ещё позиции холдинга, по большому счёту; а вот потуги Ъ создать подобный продукт пока что не особенно радуют). В последние годы же неплохо поднялись некоторые прочие холдинги, в частности, узкопрофильный "Эксперт" стал пионером в сегменте конвергентных деловых СМИ, расширив свой диапазон до профиля Ъ и РБК, а пионер-конвергент в сегменте новостной информации - РИА Новости - начал, наоборот, уходить в специализацию, сужая и углубляя многие свои рубрики до уровня экспертизы тех же лидеров рынка. Не отстают и "Ведомости" - с тех пор, как стали принадлежать иностранным собственникам, однако уровень охвата аудитории пока оставляет желать лучшего.

Всё это стало возможным благодаря, прежде всего, цифровизации медиарынка. Помнится, год назад, когда я готовил аналитический доклад для правления ТПП РФ по рынку деловой информации в России, мне попадались замечательные прогнозы пионеров этого сегмента СМИ, которые в радужных тонах описывали будущее отечественных медиа. В частности, все делали упор на конвергенции информационного потока. Сегодня можно уже утверждать однозначно, что их прогнозы начали сбываться не только в области деловой информации, но и в сегментах развлекательных (КП) и общественно-политических (Радио Свобода, Эхо Москвы, отчасти - Российская газета) средствах массовой информации. Порталы движутся в сторону электронных СМИ, а медиахолдинги вовсю разрабатывают коммуникационные платформы как в Интернете, так и на основе всевозможных приложений под современные технологические платформы. Кстати, по поводу Российской газеты, у которой и сайт-то довольно деревянный... Как-то общался с одним приятелем из минсвязи, сетую ему на столь несовременный подход РГ к интернет-ресурсам, а он мне: как так, я каждое утро на айпад её скачиваю, и совершенно бесплатно... Был приятно удивлён, хотя на самом сайте об этом ни слова. И если бы не продвинутый товарищ (я то идеологично против массовой истерии по поводу эппловской продукции, потому не особенно слежу за их развитием), то и не узнал бы ещё долго. Впрочем, для Android я такого же приложения у РГ не нашёл. Может, кто в курсе - есть ли оно вообще?

В общем, то, что происходит в деловых медиа, мне нравится очень и очень. Собственно, ещё лет 10 назад, предвидя подобное, фантазировал, что будет далеко в будущем. Ан нет, оно уже пришло - это будущее. Даже страшно представить, как будет выглядеть информационный поток ещё через 10 лет... Впрочем, сейчас этот процесс только набирает силу, подобных конвергентных медиа не так уж и много, да и специализации у них разные. А на очереди - блоговые площадки, специализированные, типа опенспейса, или универсальные а ля noname. Да и поисковики не дремлют. Не забудьте ещё об эволюции ютуба, когда цифровое вещание войдёт в каждый дом... А чтобы осохнать скорость подобных изменений, вспомните, что ещё 6 лет назад мы брали в прокат DVD-диски, чтобы посмотреть кино, 4 года назад скачивали с торрентов (я, правда, не пользуюсь ими), 2 года назад начали смотреть фильмы онлайн через соцсети, а сегодня уже смотрим их там же в HD-качестве!

Что же касается моих личных пожеланий по этому процессу, то я очень бы хотел, чтобы цифровизация и интерактивность не перебила сам контент по приоритету. Во время политических акций этой зимы мы были свидетелями различного рода "уток", выходивших на небывалый ранее - общемировой уровень, к примеру, когда американские или европейские СМИ цитировали наших блогеров, а позже вынуждены были извиняться за недостоверную информацию. Да и внутри страны подобных казусов хватало. Проверить информацию - процесс подчас сложный, а в онлайн-режиме и вовсе почти невозможный. От этого страдает качество. А этого быть не должно.

И ещё. Не только достоверность. Но и стилистика. Сухой тон деловых ИА, ровно как и "разухабистая" речь пользователя Сети не должны приходить в информационный поток СМИ новой формации. Конечно, некоторая эррозия (или, если хотите её такой считать - эволюция) возможна, и даже необходима, но я ратую за стилистику специализированных аналитических журналов. Может быть потому, что сам уже более 12 лет работаю только лишь в журнальном сегменте. Впрочем, этот мой выбор был сознательный - именно по причине качества контента и формы подачи. Это - мой формат. Согласитесь, даже узкоспециализированную статью про финансы в газете и журнале прочитают разные люди. Газетный язык поймут только профи, журнальный - ещё и любознательные эрудиты или новички в данной области. Собственно, к этому всё и идёт, вот только бы аналитичность и стилистику сохраняли...

Что касается рядовых примеров внедрения журнальных форматов в газетные СМИ, то тут на ум приходит пионер "делового интернета" - всё тот же РБК. Я тут раскритиковал на днях один из ляпов РБК daily, и, что удивительно, подряд несколько дней получал от них исключительно замечательный контент. Вот, к примеру, в сегодняшнем выпуске я очень смеялся над статьёй "Скорость протеста", чем смутил прочих посетителей кафешки, где употреблял бизнес-ланч. Такие статьи, я считаю, украшают газетно-сетевой формат. И прекрасная подача информации, и удивительное чувство юмора, и прекрасное чувство меры, которое оставляет заметку в разряде "стёб", балансирующую на грани фола. Почитайте, завтра она должна появиться и в Сети. Там журналисты рассказывают, почему полицейские автозаки не могут двигаться по городу Москве со скоростью 600 км/час, и приводят при этом "явные" доказательства того, что подобное имело место при задержании некоторых оппозиционеров. Пять баллов, даже с плюсом, коллеги!

В предвкушении эпохи конвергентных медиа,

(с) Кинес Кизиитов

Прогнозы, Интернет, Россия, Экономика, СМИ, Рейтинги, Зарисовки

Previous post Next post
Up