Время колокольчиков

Jan 28, 2009 19:28

Мы часто не замечаем каких-то простых, лежащих на поверности вещей. Человеческое сознание так стереотипично, так стремится на всё навешать ярлыки, что известные нам с детства люди, факты, идеи и слова очень часто воспринимаются нами ущербно. Так, несколько моих друзей лет до 20 не понимали, о чём же поёт Алла Пугачёва в песенке "Милион алых роз", которую в начале 80-х крутили по телеку чуть ли не каждый день. Она так вдолбилась в подсознание детишек, что те, ещё не научившись читать и писать, уже помнили её наизусть. Поэтому считали, что "алыхроз" - это какое-то необычное слово. А одна девушка-филолог как-то призналась мне, что вплоть до поступления в вуз думала, что "алыхроз" - это следующе за милионом число! Т.е. миллиард!

Тем удивительнее открывать в себе, в своём восприятии мира новые "тёмные пятна" сознания. Вчера вечером решил переслушать песни Башлачёва, которые не слушал уже несколько лет. "Время колокольчиков" и "из синего льда" часто всплывали в памяти в эти годы. И вот из колонок звучит его хриплый мощный, временами заунывный и страдальческий голос. И вдруг я понимаю: а ведь СашБаш наверняка начал сочинять и петь под воздействием Высоцкого! И словно в ответ моим мыслям, через несколько минут Башлачёв скороговоркой произносит: "Посвящается Владимиру Семёновичу Высоцкому"!.. Эта хрипоцца, которая не свойственна ему, судя по темпераменту и другим, менее экспрессивным песням. Этот накал. Даже эти про-русские, про-славянские реминисценции. Когда я это осознал, меня это почти ошеломило. Не потому, что это странно, просто неожиданно. Такого кумира я как-то даже не предполагал у Башлачёва. СашБаш показался мне невероятно вторичным по отношению к Высоцкому! Но конечно, есть в его творчестве и своё, выстраданное - всё те же "Время колокольчиков" и "Из синего льда"...

И всё же эта вторичность по-другому открыла его для меня. Я начал сравнивать, представлять жизнь Саши до того события на 8-м этаже. Кстати, в одной из песен он спел об этом 8-м этаже. Если кто-то что-то про это знает, напишите - интересно. Пророчество ведь.

И хоть я совершенно не фанатею от песен Высоцкого, все же уважаю его как актёра и харизматичную личность. Представив рядом Владимира и Сашу, понимаю, что разница колоссальная. Высоцкий любил жизнь, остервенело (такое ощущение, что его энергии было тесно в этом теле, и она постоянно стремилась вырваться из телесной тюрьмы, что подтверждают частые привозы ВВ в больницу и реанимацию), он стремился стать признанным поэтом, актёром, артистом - со злостью - ведь его не хотели признавать. Он годами писал письма и ездил в Министерство Культуры (или как там называлась эта организация) Союза, требовал, упрашивал, добивался официального признания, концертов, гастролей. Он желал это иметь больше всего на свете.

А Саша другой. Он сник. Он тоже хотел быть признанным, но у него опускались руки, когда он видел очередное этому препятствие. Он не лез на рожон, не боролся. Он депресировал, страдал, мечтал. Саша даже так ни разу не собрал себе группу, хотя несколько последних лет направо и налево всем говорил о том, что мечтает о собственной группе, что это спасёт его... Говорят, у Высоцкого был МДП. Хм. По-моему, МДП был как раз у Саши, иначе это Высоцкий выпрыгнул бы из окна.

Высоцкий хотел вернуть то, что ему уже принадлежало. И хотя он постоянно сомневался в этом - кого не раздавят годы давления и агрессивного неприятия властями! - в нём была эта страсть, страсть к жизни.

П.С. Я всегда стараюсь узнать об авторе что-то глубокое, интимное, узнать его жизнь, характер, его интересы и любимых авторов. Так становится понятней его творчество, глубже понимаешь его мысли. Конечно, это касается прежде всего современных творцов - 20 и 21 века, так как даже в 19 веке люди жили уже в другой ментальности, в другой цивилизации, думали и оперировали иными категориями. И творчество их выражалось в других формах. Вчерашнее сатори принесло удивительное открытие. Пришла ещё одна мысль даже: может быть именно из-за этого ориентира песни СашБаша не так "популярны" сейчас, как песни Янки Дягилевой или Егора Летова, с которыми он был "дружен". Янка ведь тоже ушла из жизни по собственной воле. Но у неё и у Летова были другие кумиры и другое отношение к ним. Мне кажется, Саша иногда понимал свою вторичность по отношению к Высоцкому, поэтому и болезненно воспринимал непризнавание его творчества массами и властями. А Летов и Янка не стремились быть на кого-то похожими. И не фанатели от культовых личностей. Им просто было что сказать. И за что бороться.

(с) Кинес Кизиитов

Субкультуры, Мифы, Память, Рок-н-ролл, Музыка, Смерть, Заметки, Власть, Экзистенциализм

Previous post Next post
Up