![](http://pics.livejournal.com/kines_om/pic/0004yp94/s640x480)
#оккупайабай - новое слово в российской политике, новый инструмент гражданского протеста, возраст которому - неделя с хвостиком. Всего неделя, а новый бренд оппозиции известен всей стране! Могли ли представить себе такое будущее политики пятилетней давности? Конечно же, "виноваты" не только информационные технологии: власть ужесточением мер подавления гражданского протеста, в общем-то, спровоцировала это явление, можно даже сказать - породила его. Власть выступила в данной аллегории в роли отца, зачавшего ребенка. Тогда как политическая оппозиция (уже не приходится говорить о "несистемной" - как показало время, "системщики", вставшие на сторону протестующих граждан, так тесно слились с несистемщиками и гражданскими активистами, что уже невозможно представить Яшина без Гудкова, Пархоменко без Пономарёва, да и крылья обоих флангов, похоже, спелись не на шутку: Митрохин и Явлинский выступают рядом с Удальцовым и Навальным, русские националисты ходят маршами с анархистами, социалистами и либералами...), так вот, политическая оппозиция стала этой самой суррогатной матерью, что выносила и родила младое чадо насильной любви полицейских зачисток митингов протеста. И имя ему - #оккупайабай.
Поразительно, как быстро мутирует, подстраивается под ситуацию гражданский протест. Хотя, если быть совсем честными перед собой, это уже скорее - общественно-политический протест. Невозможно не участвовать в политике, участвуя в многодневной общественной акции неповиновения власти. Требуя признать статус политзаключенных, ты автоматически признаёшь свой статус участника политической системы, активного участника. А значит, твой протест уже политический, и ты - оппозиция. Собственно, об этом и мой сегодняшний пост.
#оккупайабай - активный авангард протестного движения, младое и нежданное чадо нелюбви власти и оппозиции, как и все дети улиц, развивается не по годам. Словно Жан-Батист Гренуй, дитя нелюбви в самом популярном романе Патрика Зюскинда - "Парфюмер", этот ребёнок растёт исходя из необходимости выжить, исходя из условий внешнего мира, поставившего его в такую позу. Кто знает, кем вырос бы Гренуй, если бы не улица, воспитавшая его маргиналом с железной волей? Обычным забитым мальчиком, таким же, как все. Наверняка. Но судьба сложилась иначе, и он вынужден был выживать самостоятельно, учась находу, на практике, совершая ошибки и испытывая постоянную боль. Это и сделало его нелюдимым мизантропом. Впрочем, про мизантропию Гренуя - тема отдельная. Сходство с #оккупайабай здесь лишь в том, что народ, собравшийся стихийно и спонтанно на Чистопрудном бульваре 7 дней назад, к противостоянию с "улицей" (полицией, критически настроенным обществом, провокаторами всех мастей, агрессивно настроенной и не слышащей его властью) готов не был. Он должен был умереть в зародыше, скукситься, стухнуть. Но каким-то чудом выжил. И становится крепче день ото дня. Это удивительный феномен в российской политике. И тем удивительней, что феномен этот встал на ноги и уже скоро начнёт совершать свои первые шаги.
Так кто все эти люди, живущие под открытым небом в самом центре Москвы? На какие деньги они живут в этом лагере? Чего они хотят? И что с ними станет дальше? Постараюсь ответить на эти вопросы популярно.
Люди. Это самое важное. Люди, которые живут в #оккупайабай сегодня - это, прежде всего, молодёжь. То самое студенчество, которое в 1968 году стало движущей силой французской революции. Та самая молодёжь, которой Старый свет уготовил скучный, как тогда говорили французские протестующие, сценарий жизни без возможности влиять на свою жизнь и жизнь своей страны. Любая вертикаль подавляет личность, а студент в большей части своей - именно личность, развивающаяся, формирующаяся, принимающая правилы игры либо пытающаяся эти правила изменить под себя. Именно поэтому российское государство последние десятилетия старалось парализовать любые молодёжные протесты, любые не вписывающиеся в рамки движения и начинания. Так уже 8 лет новосибирские власти пытаются задушить молодёжный майский перфоманс - Монстрацию, известную благодаря этому противостоянию сегодня едва ли не по всей Европе. На моих глазах легендарный уже Центр "Э" фабриковал дело против Тёмы Лоскутова, одного из организаторов Монстрации. На моих глазах из весёлого молодёжного перфоманса Монстрация вырастала в мощное политическое событие, пока ещё - без привязки к политическим лозунгам и движениям, но лиха беда начало.
То же было и в Омске, где любые митинги студенчества пресекались на корню. Помнится, лет 15 назад студентам долго не выдавали стипендию, да и повышать мизерные ставки как-то не собирались. Впервые со времён распада Союза, а может, и того больше, мирная университетская молодёжь со всех вузов договорилась о массовой забастовке. Узнав об этом, руководство всех (!!) вузов выплатило стипендию в то же утро. Многим подняли ставки. А на место предполагаемого митинга выслали, как это полагается, наряды ОМОНа. Впрочем, что мы всё о делах давно минувших дней? Вот, несколько лет назад, узнав, что в ОмГУ учатся активисты молодёжного "Яблока", тогдашний ректорат объявил репрессии. Не помню, отчислили ли обоих ребят или только одного, восстановился ли кто-то из них. Но скандал всё равно удалось замять.
Главное общее в этих историях - жёсткий админресурс, которым пресекается любая безобидная инициатива молодёжи. И эта инициатива становится уже менее безобидной. Потому что когда долго давишь и унижаешь, гнев накапливается. А что, к примеру, альтернатива протесту? Вступать в ряды МГЕР, "Наших" и иже с ними? За последние полгода из рядов Росмолодёжи ушли десятки активных приверженцев. Многие, в том числе и свежие "отщепенцы", объясняют это тем, что РМ превратилась в исключительно бюрократическую и безэмоциональную машину зачистки оппозиции. А делать деньги на интернет-проектах можно и без активной ангажированности. Сегодня же туда идут карьеристы, надеющиеся быстро проскочить в политлифте в Кремль. Есть те, кому удаётся реализовать себя и в этой системе. Но большинство напоминает кривое зеркало советской пионерии, если хотите, анти-пионерию, живущую по уставу и регламентам, но подменяющую понятия. Всё более и более агрессивные акции и креатив РМ отвращает наиболее образованных кандидатов и членов молодежных прокремлевских движений, привлекая всё более фанатичную молодёжь и всё более маргинализируясь. РМ откровенно склоняется к радикализму, поляризуя молодёжные протесты ещё более.
Разряд создаётся между двумя разнозаряженными электродами. На том конце скопилось много взрывоопасной энергии. В следствие закона сохранения энергии на этом электроде заряд умножается многократно. В ответ. Так вот, этот заряд сплошь состоит из миролюбимых молодых девочек и ребят, студентов вузов, по преимуществу. Это НЕ хипстеры, потому как хипстеры не могут жить в походных условиях. Но это и НЕ маргиналы. Это адекватные ребята, которые - так сложилось - увидели своими глазами КАК власть расправляется с несогласным народом. И не важно уже, что вряд ли кто-то из них знает, чего требует политическая оппозиция, какими методами она борется с властью, какими методами власть борется с оппозицией, кто вообще все эти люди, за которыми идут несистемщики, важно то, что эти люди поняли: у них отняли их свободу выбора. Уверен, что они никогда не стали бы политическими активистами и даже членами политических движений. Здесь есть хиппи, поющие под гитару русский рок; умные девочки из хороших семей, читающие правильные книжки; наверное даже пофигисты из столичных политехов, давно не находившие себе увлечение по душе; здесь есть постоянные посетители "Фаланстера" и "ОГИ", подкованные теоретически и с жадностью впитывающие на практике то, о чём только лишь могли читать; здесь есть и бродяги дхармы - латентные правозащитники и потенциальные странники, живущие исключительно идеями равенства и гуманизма.
Одна из девочек, вернувшись вчера с #оккупайабай написала в твиттер: "Это самое лучшее место на земле". Эти романтически настроенные идеалисты, светлые головы, ещё ненашедшие себе место в социуме, являют сегодня мечту многих художников и музыкантов - образуя эдакий мини-вудсток, - однако завтра многие из них станут политиками, общественными деятелями, правозащитниками. И это не шутка. #оккупайабай - это школа. Не жизни, конечно, но школа политической жизни. Эдакий оппозиционный селигер или, если хотитет, анти-селигер, только не по лекалам популиста Навального, а реальный, до предела реальный курс выживания. Сегодня здесь идут лекции, курсы актёрского мастерства, школа самообороны, здесь выступают прогрессивные театры, известные музыканты и писатели, сюда приезжают лидеры партий и политических движений, здесь постоянно находятся провокаторы всех мастей, здесь постоянно приходится общаться с ОМОНом и полицией. Всё это закаляет характер, оттачивает сознание, поляризует идеологию молодёжи, которая живёт в этом лагере. Поверьте мне на слово, вы ещё увидите многих из них в политике, общественных движениях, в медиа и интернете. #оккупайабай раскроет их потенциал.
Как же всё устроено в этом спонтанно-стихийном городке? Старшие товарищи, которых молодёжь ещё с декабрьских митингов называет здесь "взрослые", наверняка, транслировали ребятам схемы, по которым работали оргкомитеты акций протеста этой зимой и весной. По крайней мере, лекала очень схожи: есть рабочие группы по всем функциональным направлениям, есть своя охрана - дружинники, есть касса - ящик с наличкой и безналичный яндекс.кошелёк, есть полевая кухня, есть группа "штатных" журналистов, есть прямые трансляции, есть рассылка по базе СМИ. За порядком в лагере следят тщательнее, чем рабочие парковой зоны в каком-нибудь Царицино. За провокациями - тем более внимательно. Десятки камер, онлайн-трансляций и журналистских групп буквально преследуют любого провокатора, а дружинники выводят их за пределы лагеря. Здесь есть свои юристы и правозащитники, которые ведут переговоры с полицией. Здесь действует четкий режим работы.
Эти ребята не были в пионерлагерях, не видели и научных лагерей для одарённых школьников, так популярных в 1990-е годы по всей стране. И если бы увидели, то наверняка назвали бы их копиями #оккупайабай. Действительно, сходство налицо: режим, вожатые (начальники групп), начальник лагеря (Яшин?), администрация (приёмная депутата Пономарёва, организаторы лагеря, те же начальники рабочих групп), столовая, кружки по интересами (лекции и курсы), коллективная уборка территории, даже "галстуки" есть - белые ленты. И, если вы помните пионерлагеря ещё в советские времена, есть и "деревенщина" из соседнего села, которая, подвыпив, вечерами заваливается в местную "дискотеку" на разборки. Вчера, к примеру, таких девиантов было просто марево - нашисты, бомжи, мужичье лет под сорок в невменяемом состоянии и пр. В общем-то, и сходство с селигером налицо только лишь потому, что и селигер списывался с кальки пионерлагерей и научных лагерей недавнего прошлого. Просто "преподаватели" немного разные. А так...
На какие деньги живёт лагерь? Очень просто: пожертвования. В Яндексе работает кошелёк, на самой площади у памятника Абая - ящик для пожертвований. 8 рабочих групп, по непринятому ещё вчера закону лагеря, пока решают вопросы трат в порядке общего собрания - или Ассамблеи. Каждый вечер это мероприятие, напоминающее народные сходы, проходит у памятника Абая, и любой желающий может присоединиться к обсуждению или просто послушать выступающих.
Что же касается самого главного вопроса - "чего хотят эти люди?", - тут всё двусмысленно. Хотят они соблюдения своих конституционных прав, а попросту - хотят, чтобы мирных людей не мочили на улицах ОМОНовцы. Хотят, чтобы виновники не воровали на глазах у всей страны, а лучше - вообще не воровали. Хотят, чтобы провокаторов не кормили на их же собственные деньги (налоги), а лучше - вообще не кормили. Хотят, чтобы "взрослые" не считали их мясом или быдлом. Хотят уважения. И человеческого - не социального даже, человеческого - равенства. В общем-то, всё довольно адекватно, не правда ли?
Другой вопрос, что поляризуя протест, власть начинает душить в этих людях толерантность. Вернее, толерантность по отношению к фанатикам от власти. А вот между собой эти люди сходятся крепче прежнего. Это, конечно, неоднозначно, но: в гражданском лагере сейчас живут и миниобщины анархистов и социалистов, а охраной #оккупайабай, состоящей наполовину из националистов, руководят внесистемные правые. В декабре прошлого года крайние обоих флангов политической оппозиции встали в одну колонну. Сегодня, спустя полгода, под общим навесом от дождя бок о бок сидят, едят из одной ложки и поют одни песни, представители не только и не столько крайних, сколько умеренных правых и левых, а также обычные граждане, не разделявшие никогда ничьих политических убеждений. И если раньше лексика информационных войн входила в обиход исключительно у политактивистов, сегодня начинает съезжать в сторону флангов и сам "молчаливый" народ. У народа прорезается голос. И на острие этого процесса - тот самый #оккупайабай. Полгода назад этот голос был слышен раз в месяц, на площадях. Теперь этот голос не замолкает. Он крепнет. И с ним уже нельзя ничего поделать, его придётся слушать. "Эту песню не задушишь, не убьёшь"...
Подтверждение тому: сегодня ночью появилось ещё два лагеря в Москве - #оккупайникитские и #оккупайсуд. Этому предшествовала новая попытка столичной полиции разогнать лагерь на Чистопрудном. ОМОН, приехав на грузовиках и в автозаках, простояв пару часов на бульваре и забрав с собой биотуалеты из лагеря, ретировался без применения силы. Впрочем, уже сегодня утром был задержан один из активистов #оккупайабай за то, что не хотел убирать с газона свою пенку. Через три часа его отпустили из ОВД без составления протокола. Если кому из читателей интересно следить за событиями, у лагеря теперь есть
собственный сайт и ежедневный листок-газета, который можно так же почитать и в сети.
Кроме того, довольно многочисленный лагерь разбит в Питере, а "контрольные прогулки" проходят во многих городах страны - в Сибири, на Волге, и что самое удивительное, в столицах национальных республик - Чувашии и Татарстане, где рейтинги Путина и ЕР, судя по итогам выборов, едвали не 100-процентные. Вот так прошла, к примеру, марш-прогулка в Казани:
п.с. А теперь обращение к самим организаторам и участникам #оккупайабай. Сегодня лагерь уже понял, что ему необходима чёткая организация. Для того, чтобы не дискредитировать саму идею #оккупайабай, вам необходимо договориться о правилах. Причем не о правилах поведения, которые приняты были с самого начала. А о правилах работы и лагеря, и его рабочих групп. Посмотрите, #Исаакиевская работает более чётко, у них уже есть распределённые сферы ответственности и разработана петиция с требованиями. Понятное дело, что петиция - сфера компетенций "взрослых", им тоже нужно найти какие-то способы воплотить требования в единый документ. Но вам, авангарду и, если хотите, лицу общественного протеста сегодня необходимо это самое лицо держать высоко и достойно.
Вам нужно уйти от анархии в лагере. На вчерашней ассамблее были здравые предложения по работе групп, по распределению финансов, которые поддерживались всеми, кроме 1-2 человек, часто - случайных прохожих, не имеющих отношения к лагерю. Вам нужно принять закон о большинстве, который действует во всех политических структурах. Можно этот закон о большинстве украсить правом вето, скажем, для начальника лагеря, сразу двух руководителей рабочих групп или каких-то авторитетных участников лагеря, придав им статус "наблюдателей". Это ускорит процесс принятия решений и отсечёт ненужные никому провокации и формализм.
Далее. Прекрасно, что работает система дружинников. Но опять же, слишком лояльная система организации этой дружины привела к тому, что некоторые из охранников к вечеру уже пьяны и не могут адекватно осуществлять безопасность лагеря в самое пиковое время (в частности, вчера во время провокационных атак на бульваре ко мне обращался один из дружинников в состоянии настолько неприемлемом, что, видимо, принял меня за своего и просил найти начальника дружины, чтобы быть готовым к драке)! Кроме того, маргинализация дружины привлекает к лагерю девиантов с Чистых прудов - то бишь постоянных их обитателей - бомжей и контркультурных поклонников Сида Вишеса. И те, и другие сегодня ни гражданскому, ни политическому протесту помочь никак не могут. Только наоборот.
Решить этот вопрос надо в тесном контакте с "левым фронтом" как минимум. Удальцов не только один из духовных лидеров вашего протеста, но и ответственное лицо за всё, что происходит с людьми. Уверен, что его сторонники могут оказать грамотную поддержку дружине. Кроме того, с тем же предложением можно было бы обратиться к Гудковым, бравирующим на улице. Не знаю уровень их поддержки лагеря, но если он несущественный, можно смело требовать в этом вопросе помощи. Хотя, уточню, усиливать дружину нет никакой причины, ее нужно просто привести в должный вид.
И ещё. Сегодня на #оккупайабай идут курсы выживания во время силового подавления митингов. Самооборона - это, конечно, хорошо. Но. Гораздо важнее навык выработки коллективных решений в экстремальных ситуациях и способность оперативно реагировать на внешние обстоятельства. Лагерь случился стихийно, протест выжил во время трёх дней активного подавления протеста. Но теперь он становится на глазах не просто сходом - а организацией. И это, конечно же, усложняет и замедляет указанные процессы. Нужно, чтобы был специалист (можно выходец из МЧС или МВД, либо просто опытный тактик), который смог бы обучить людей правильно реагировать во время разгона лагеря, быстро и без паники сниматься с места и переходить на новое, развил бы систему информирования участников до автоматизма, научил бы блокировать провокации, а не устранять их.
Это необходимые меры для поддержания жизнедеятельности #оккупайабай. Их можно игнорировать, конечно, и тогда лагерь обречён на вялотекущее существование до принятия властями чёткого решения о разгоне (а как показывает практика последних шести месяцев, власть реагирует довольно стереотипно: если не вышло подавить, ждёт первого шага оппозиции, и потом зеркалит, удушая протест его же средствами). (UPD. Пока писался этот пост, было принято решение о разгоне лагеря. Сейчас лагерь готовится к "эвакуации".) Либо, как говорит Шелдон Купер, это превратится в хиппи-коммунну. Тоже хорошая идея, конечно же, но немного не своевременное, согласны?
В любом случае, что бы вы ни придумывали и не делали, это ваша форма протеста, и вам решать как его выражать. Только стоит помнить, что сегодня на вас смотрят миллионны глаз, это похоже на некогда популярные ток-шоу за стеклом, где каждое движение и слово не остаётся незамеченным. Большая ответственность, которую, быть может, вы и не хотели взваливать на себя, теперь лежит на вас. Вам не стоит радикализироваться. Не стоит опускать руки. И не стоит ненавидеть тех, кто не разделяет ваши убеждения. Это было бы ошибкой.
(с) Кинес Кизиитов