Сито цивилизации

Apr 14, 2011 03:36

   Я, человек, который всегда считал кинематограф вымышленным персонажем, человек, который из всех видов искусств кино ставил на предпоследнее - или последнее место (но всё же - следил за его развитием, и находил невероятные цветы в пустыне), признаю: сегодня кинематограф имеет наибольшее влияние на цивилизацию. И сегодня кинематограф является мерилом и самым действенным паттерном. И я не вижу что могло бы конкурировать с ним. 
   Ранее это всегда были музыка и книги. Книги и музыка. В высокоразвитых культурах это было еще и изобразительное, символьное искусство. В системах, ограниченных извне, также эту роль перенимали театр, танец, песня и обряды. В системах, ограниченных изнутри, - мифы и легенды. Сегодня, в век интернет-технологий, манипулятивное искусство управления массами фокусируется на всемирной паутине - книги, музыка, искусство перестает иметь силу, не подкрепляясь дубляжом в сети. Сеть подконтрольна и сеть распространяет информацию через сита, вы это знаете. Но она дает иллюзию свободы: тебе не нужно идти в библиотку за книжкой, в театр за катарсисом от спектакля, в концертный зал ради музыки. Всё это ты можешь получить через свой лэптоп. И только кино распространяется через сеть как вирус, не теряя своей задумки. И только кино сегодня - единственный канал, который влияет на людей, чье сознание слишком замутнено информационной белибердой "современной культуры" и "средств массовой информации". В кавычках - потому что большинство из того, что должно называться этими терминами - пустота.
   Нет, получить знания по-прежнему можно только из книг и из собственного опыта. Только всё меньше людей читает книги, несмотря на якобы растущие продажи в книжных сетях. Это - подарочные варианты, антураж. Новые поколения смотрят фильмы, и черпают из них сценарии собственной жизни. Те поверхностные картины, которые когда-то вызывали улыбку у "подготовленного зрителя", сегодня становятся иконами. Те иконы, которые когда-то считались незабвенными, давно заставлены новыми. Живописи на смену пришло "актуальное искусство" - любой дилетант, черкнув кетчупом по стене и зафиксировав это на свой мобильник, может прослыть "энди уорхолом" или даже "сальвадором". В театре давно царит "медиа-арт", и даже прогрессивное символьное искусство "джаз-модерна" или "современного балета" изобилует штампами из эстрадных хитов. Мы смешали - мы позволили себе смешать эстетику с этикой, мораль с призывом, краткосрочную моду с сутью, и даже - позволили расставить тэги внутри классики. Внутри всей нашей жизни. 
   Сколько раз я цитировал Гессе за последние 12 лет, и только теперь я с ужасом ощущаю его страх перед этим перманентным кошмаром обезличивания цивилизации и "обезвкусивания" толпы. Когда-то только "элиты" имели доступ к искусству - но, во-первых, сейчас искусство общедоступно - хотя бы в копиях, а во-вторых, и элиты увлекаются им только из-за коммерческой выгоды. И эта коммерческая выгода уничтожает рамки между Моцартами и Сальери: у нас сегодня "аристократы" не увлекаются написанием экзистенциальных пьес, а "толпа" не ищет спасения в искусстве. Как донести до широких масс традиционные принципы человечности, когда на ютьюбе сплошь и рядом ролики о насилии, в СМИ - показуха и пошлость, а государства как таковые перестали быть авторитетами и постепенно отдают влияние на массовое сознание транснациональным корпорациям и прочим глобальным интервентам? Сегодня только кино имеет такую возможность - нести принципы морали и этики в массы. Мы живем во время войны - не только военных, не только государственности с бизнес-элитами, не только религиозных конфессий, - мы живем во время войны вкуса с безвкусицей, морали - с пассионарностью. И мы уже потеряли институт "героев" и "джентльменов". Что дальше?

п.с. Смотрите хорошее кино. Что-нибудь из Фатиха Акина, Антониони, Бергмана. Или "Столкновение". Или "Жизнь других". Или... Смотрите разное кино - но делайте свои выводы, думайте.

Государство, Масскульт, Культура, Интернет, Россия, Общество, Литература, Свобода, Кино, ЭТМ, Конфликтология, Искусство

Previous post Next post
Up