Румынская мечта

Jan 23, 2009 03:29

Пересмотрел один из самых любимых фильмов - "Аризона dream" Эмира Кустурицы. В сотый раз, наверное, восхитился его воздушностью. Это такая ранняя весна кино-экзистенциализма... Очень похоже на "Немного солнца в холодной воде" Франсуазы Саган, только разве что с румынским колоритом и смазливым Джонни в главной роли. Нееет, еще раньше. Это "Легкое дыхание" Бунина. Да, да. И "Хорошо ловится рыбка-бананка" Джерома Сэлинджера.

Когда-то, больше 10 лет назад я придумал собрать лучшие произведения писателей всех времен и народов о смерти - в эдакую "Книгу Мертвых", только на соверменный лад. С другим взглядом. Названные мной произведения вошли в число первых пяти или шести. Затем стало трудно. Тема очень тяжелая, несмотря на легкость языка и особенного отношения к ней у моих любимых экзистенциалистов. Да и писать так почти никто больше не отваживался. Даже обожаемые мной "латиносы" - эта великая троица, лишь вскользь касались этой темы. Или описывали метафорически, безэмоционально.

А Кустурица и Тарковский вне этих лингвистических рамок. Вне символик, навязанных извне. Так, не менее любимые мной Микеланджело Антониони и Милош Форман, все же играют по правилам. "Блоу ап", а вернее - "Забриски Поинт". И "Волосы". Они ищут, но ищут не внутри, а вовне. Это чувствительное, телесное. А Кустурица - чувственное. Он, как и Тарковский, ищет внутри. Внутри себя. Поэтому так близок. "Время цыган", "Андеграунд", "Черная кошка, белый кот", "Жизнь как чудо" и, конечно же, "Аризона dream" - это румынская мечта. Воздушная сказка о внутренней свободе. О жизни. И конечно же - о смерти. Личная мифология, прошитая древними мифами алеутов, цыган и прочих незаметных большой земле народов.

Все-таки, Европа, несмотря на некую затхлость культуры в последние века, ближе сибири, чем "свободолюбивая" Америка. Денис Хоппер расскывал о той же рыбке-бананке. Но - по-американски. Оно не так трогает, как банальная анимация Кустурицы - рыбка, летающая в небе из фильма в фильм...

Эта простота образов, нежелание следовать общественных метафорам, принятым вокабулярам, и небоязнь использовать клише - когда они необходимы для создания целой картины - это свобода. И мечта. Эта мечта когда-то вдохновила меня на название для моего музыкального проекта - группы "Пенелопа Dreams". В ней была моя мечта, мой внутренний мир, моя свобода. Но она так сильно перекликалась с мечтами Кустурицы... И Тарковского. Это уже не относится к теме, но... Самый сильный проект "Пенелопы Dreams", который я долго вынашивал и готовил, и который оставил о себе самое яркое воспоминание как у зрителей, так и у меня самого - был кино-рок-концерт "Точка весны". Он был разделен на два отделения. Под нашу музыку на большом экране были смонтированы "клипы" из сцен великих фильмов "воинов духа". В первом отделении все они были составлены из фильмов Тарковского. Всех моих любимых фильмов - "Зеркало", "Жертвоприношение", "Ностальгия", "Иваново детство". А второе - из фильмов Оливера Стоуна, Эмира Кустурицы, Терри Гиллиама, Бертрана Бертолуччи, Микеланджело Антониони, Милоша Формана. Возможно, забыл кого-то еще. Но не суть. Суть в том, что человек, который говорит о себе, о своей мечте, трогает гораздо больше сердец, чем тот, кто пытается сознательно влиять на толпу. Именно поэтому уже современный "попсовый" фильм "Достучаться до небес" так дико популярен в рунете. Он - о мечте.

На небе разговоры только о море...

(с) Кинес Кизиитов

Америка, Мифы, Культуры, Пенелопа Dreams, Европа, Кино, Смерть, Экзистенциализм, Искусство

Previous post Next post
Up