Сегодня в Омске прошёл заключительный концерт джазового абонемента Даниила Крамера, который выступал в дуэте с барнаульским пианистом Алексеем Подымкиным. Зал был наполовину полон (или наполовину - пуст), что работники филармонии объяснили просто: у нас на фортепианный джаз ходят мало, больше любят - саксофон. Такому объяснению удивился - ведь на концерт Гроховского и Крамера, которые выступали - насколько я помню - также в дуэте, без сопровождения, зал набился. А тут - тишина. Хотя что сравнивать Гроховского с Подымкиным? Последний не очень то известен. И хотя играет он технично и с азартом, применяет необычные для омского зрителя техники игры, характерные для новосибирской эстрады, в среде которой Алексей набирался опыта и джазовой силы до покорения Москвы, всё же невероятным образом кажется несколько пресным, не-доигрывающим. А Крамер - видимо, после празднования своего недавнего 50-летия - выглядит несколько уставшим. Алексей даже загнал его своей ритмичной техникой в конце концерта. Возможно, несколько подпортила впечатление ещё не очень качественная подзвучка роялей - мониторы были слишком громки, а микрофоны подзвучки слишком чувствительны, что давало много ненужного шума и гулкости. Но даже несмотря на все эти казусы, концерт был великолепен, и Крамер - позитивен и разговорчив.
Пожалуй, запомнился более всего последний номер, "состязательный", где оба музыканта вошли в раж и забыли о публике - что всегда замечательно сказывается на качестве игры и катарсиса, испытываемого слушателями. Ещё - приятная композиция Подымкина Rain, правда, слишком напоминающая почему-то аналогичные темы Дебюсси. Мне кажется, чтобы стать понастоящему интересным и популярным музыкантом, Подымкину нужно побольше послушать мирового музыкального наследия - чтобы обрести свои собственные, уникальные музыкальные фразы. Либо - играть дуэтом. Например, с Крамером :)
................
По меньшей мере 8 лет дружим с Даниилом Крамером. Дружим - насколько может быть такая дружба между гастролирующим музыкантом и независимым журналистом, встречающимися раза 4 в году. А то и вовсе... Как-то в последние три года нам почти не удавалось видеться. Сначала я уехал в Новосибирск, где Даниил играл всего лишь раз за это время - в 2006 году (там мы и встретились в прошлый раз, чему были - оба - необычайно удивлены), а потом, когда его вновь пригласили в Новосибирск (буквально месяц назад), я уже был в Омске. В Омске же и встретились - сегодня.
Интересно, что никто из журналистов не пришёл общаться с музыкантами, а мои друзья-коллеги, пришедшие на концерт, не снимали его. К Крамеру привыкли. Теперь интервью у него берут тогда, когда он привозит экзотических знаменитостей. Для Крамера-продюсера - это плюс. Для Крамера-музыканта - вряд ли. За 8 или больше лет знакомства мы записали с ним по меньшей мере два десятка интервью, обсудили едва ли не все джазовые новации, джазовых звёзд и звёздочек, джазовые мифы и даже мифы о нём, Крамере (в частности, лет 6-7 назад тележурналистка Лизавета Силявина рассказала мне грустную историю о том, что Даниил - сирота и всё детство провёл в детдоме; времени перед встречей с ним почти не оставалось, и я не смог обнаружить в интернете так быстро подробности его личной жизни. когда мы встретились, и я поинтересовался правдоподобностью этой истории, Даниил округлил глаза и воскликнул: "вот мои мама с папой удивятся, когда узнают об этом!"). А с 2003 года "Патефон Сквер" публиковал
подготовленные Крамером специально для журнала анонсы его абонемента, что было тогда уникально - и только в Омске. Благодаря ему же, я познакомился с несколькими невероятными джазменами, с некоторыми до сих пор поддерживаем связь.
Так, к примеру, произошло с Александром Кузнецовым, джазовым гитаристом, живой легендой российского джаза. Крамер умеет "подать" музыканта. В Омске слушать Кузнецова пришёл полный зал филармонии - 1400 человек. В Новосибирске, когда Кузнецов приехал выступать сольно, едва ли набралось 200 зрителей. А журналисты, приехавшие на пресс-конференцию, впервые слышали его имя. Это почти фельетон. Благо, мне вновь удалось встретиться с джазменом пораньше, и почти час нам никто не мешал общаться (тут хочется сказать огромное спасибо моему ангелу-хранителю Яне Липовской, которая в Новосибирске выполняла для меня "роль Крамера" - обеспечивая возможность общаться с музыкантами тет-а-тет, а также открывая для меня уникальных личностей из мира культуры).
В этот раз в беседе с Даниилом мы затронули тему регионального - сибирского - джаза и политизированности некоторых российских джазменов, что меня волнует уже некоторое время. Думаю, скоро выложу этот текст.