Лучшая театральная работа Омска - 2009

Mar 30, 2010 15:24

   Вчера состоялось вручение премий городского конкурса "Лучшая театральная работа". Уже около 5 лет не присутствовал на мероприятиях СТД, и испытал двойственные чувства: дежавю и застоя. Причина обоих чувств - неизменный внешний вид Дома Актёра, влачащего нищенское существование, а потому - скудеющая аудитория премии. Однако был и положительный момент - в отличие от первых премий, на итогах этой присутствовали руководители едва ли не половины омских театров, что позволило председателю жюри Сергею Денисенко и лауреату премии за лучшую роль второго плана актёру Омской драмы Николаю Михалевскому высказаться в критических тонах о состоянии театральной общественности города. Неизвестно, восприняли ли эти слова в свой адрес директора, однако сияющие Лопухин и Ротберг своим видом опровергли подобные мысли. Оно и понятно: в Драме и Музыкальном - нескончаемый праздник (это я без иронии говорю, серьёзно, но - с подтексом).
   Предыстория. Как-то году в 1996-м или 1997-м я впервые увидел Сергея Денисенко - он вёл тогда какой-то писательский форум в ДК Рубин, где мы - молодые поэты - должны были читать свои стихи. Сергей Павлович удивил меня тогда своей эрудиций и очаровал харизмой и манерой вести себя на публике. Несколько последующих лет, будучи уже коллегами - я был запредседателя молодёжного Лито, которое поначалу находилось под крылом Союза Российских Писателей, в который входил Денисенко, - мы многократно встречались в разных форматах и даже сдружились. Правда, поводом для дружбы стал уже мой "Патефон Сквер", по выходу которого Сергей Павлович в 2001-м году разразился целой серией больших и невероятно положительных критических статей в омской прессе, чем вызвал лёгкий шок и у меня, и у всей культурной общественности, даже не подозревавшей, что въедливый критик может писать так восторженно: Денисенко нашёл единомышленника. Затем были годы подъёма уровня жизни российского общества, приоритеты менялись, люди менялись, альтернатива выходила на коммерческие рельсы, критика становилась популярной и высокооплачиваемой, открывались перспективы любым - казалось - начинаниям... Мы работали в одной компании - крупном издательском доме, сидели в одном кабинете - два главных редактора двух изданий: он - газеты-многотиражки, я - глянцевого журнала. Я почти не видел его на выступлениях, всё больше - в редакторском быту, Денисенко всё больше критиковал культуру, и всё меньше - как казалось - испытывал энтузиазма. Наши проекты - его "Омская Муза" и мой "Патефон Сквер" и вовсе перестали выходить.
   А вчера, на вручении премии, я вновь увидел того самого Денисенко - в меру ироничного, в меру циничного, харизматичного, увлечённого и эрудированного. Я даже от неожиданности забыл поздороваться - такое было дежавю. Как и лет 10 назад, он сокрушался по поводу актёрской братии, которая никак не может, по его словам, слиться в единое театральное содружество, бывшее таковым до Перестройки. Его речь была больше обращена к директорам театров, однако задела за живое и самих актёров, чье - наверное общее - мнение выразил поднвяшийся на сцену за лауреатским дипломом Владимир Майзингер, актёр Омской Драмы. Майзингер, всегда добродушный и улыбчивый, заверил Денисенко, что актёрская братия не только существует, но и сплочённа и едина. Собственно, вечно-критичный Денисенко и вечно-оптимистичный Майзингер как два начала - День и Ночь - показали картину с двух разных сторон. А ведь действительно, подумалось, правы оба: с одной стороны, актёрские переходы из театра в театр за последние лет 7-8 стали так часты и популярны в Омске, что уже каждый третий, наверное, актёр младше 40 лет может похвастаться работой как минимум в двух театрах, а потому межтеатральные связи стали крепче и шире; с другой стороны - театральные капустники, проходящие в Доме Актёра, всё менее часты и восторженны, а руководство театров периодически толкаются плечами, не говоря уже о скучности самой премии.
   Теперь по итогам. Это не газетная статья, так что я опущу некоторые лауреатства, остановившись на наиболее мне понятных. Таких, слава театральным богам, большинство - всё же, и в театральном искусстве у нас с Денисенко вкусы схожи. Начнём с премии «За верное служение театру», которую получил 70-летний актёр театра «Студия» Любови Ермолаевой Борис Руденко. Вполне согласен с его репликой в зал: "Надо было раньше". Шутка - шуткой, но можно было и раньше. Борис Руденко в прошлом году отличился в спектакле "Старший сын", сыграв Сарафанова, на мой взгляд, лучше и ярче Евгения Леонова (в одноимённом фильме В.Мельникова). Этот диплом - по делу.
   Актриса «Пятого театра» Мария Долганёва получила диплом за лучшую женскую роль второго плана. Актриса эта действительно интересная, однако талант её раскрылся лишь после того, как из театра ушла - на мой взгляд - наиболее талантливая молодая актриса Настя Шевелёва, которой руководство по своим причинам давало исключительно специфические роли. Я писал об этом лет 5 назад, отмечая огромный потенциал Насти и довольно узкое восприятие её игры руководством театра. Настя и сама всё понимала - поэтому она теперь играет в столицах. Кстати, Настю вспоминали на нынешней премии и сами жюри - ведь она получила в 2006-м диплом за лучший театральный дуэт. Мы с Настей знакомы же были задолго до этого - с 1997-го или 1998-го года, и ещё до театральной карьеры и учёбы я приглашал Настю танцевать в моём проекте "Пенелопа Dreams" в 2001-2002 гг. Она уже тогда была на высоте. Что касается Марии Долганёвой, то в дуэте с Настей она явно играла вторую срипку. Теперь - первую... Милый номер-признание в любви к своей пассии отчебучил неизменно самовлюблённый Малахов, с которым у Маши "любовь". Малахов в своё время стал играть не только в ермолаевском театре, но и в пятом, а потом - и вести театральные премии, что сыграло на руку в этом году, позволив прелюдно устроить такой подарок даме сердца. А вы, Сергей Павлович, говорите, что актёрская братия не однородна! :) Правда, справделивости ради, коротко пройдусь - Малахов как актёр и вовсе мне был неинтересен до и после единственной сильной роли - Герострата в спектакле Юрия Шушковского. Шушковский, бывший уже лауреатом театральных премий, сегодня олицетворяет театр своей матери, память о его уникальном пластическом проекте почти стёрта из истории города, однако "Забыть Герострата", поставленный в театре Ермолаевой в качестве режиссёрского дебюта, до сих пор находится на недосягаемой вершине локального олимпа. Тогда я сделал вывод, что и Малахов имеет невероятный потенциал - но только играть ему надо в абсурдистских спектаклях, сюрреалистических - там его выпуклость, лощёность и пафосность совершенно незаменимы!
   Кстати, несмотря на полную противоположность Малахову, Майзингер - тоже актёр определённых ролей. 9 лет назад Владимир получил премию за лучший дебют, однако его дебют для меня состоялся несколько позже, когда он играл в спектаклях Сергея Стеблюка. Чичиков, провалившийся на "Золотой Маске", в его исполнении был великолепен. А вот игра в "Дачниках" Марчелли - оставила равнодушной. Раз через раз находил себя Майзингер, вернее - Майзингера в ролях режиссёр. Это, конечно, попытка режиссёров дать Владимиру раскрыть в себе новые стороны, подобрать новые амплуа. Однако есть актёры, которые работают в узком, но очень глубоком потоке - мариинской впадине собственного таланта. Зачем же вытаскивать на поверхность моря огромного исполинского кита, живущего на глубине десяти километров? Я в восторге от его ролей. Так что премия - за дело.
   Не видел спектакля, за роль в котором получил премию Николай Михалевский, коллега Майзингера по Драмтеатру, однако актёр этот интересный и многогранный. А его лауреатская речь, полная страсти и праведного гнева, о нищенском состоянии Дома Актёра - единственная, пожалуй, сильная речь с мероприятия. Записать на диктофон - расшифровать - и опубликовать как манифест. Серьёзно.
   И в продолжении праздника Драмтеатра самое вкусное: премия за главную женскую роль (мужскую не получил никто) получила несравненная Катерина Потапова. Снова дежавю 6-летней давности, когда Катя, едва приехав в Омск, получила премию за лучшую женскую роль второго плана. А ещё почти за год до этого, увидев её на генеральной репетиции первого её спектакля в Омске, я воскликнул: "Это лучшая актриса Омска - и скоро город её будет носить на руках!" Тут же последовало её интервью в "Патефон Сквере" - первое в городе, и тут же - признание театральной общественности! Увидев её на сцене 7 лет назад я понял, что обедневшему актёрскими талантами городу (тогда из города уехал Петров, а за ним - половина сильнейшей труппы Драмтеатра за последние десятилетия, забывалась слава Рудзинского, как-то поблек Лицейский театр с уходом и гибелью лучших актёров, и вообще официальные театры на пару лет поскучнели, проиграв даже экспериментальным студиям и любительским труппам - правда, наверстав потом упущенное...) эта молодая актриса - огромный подарок. Ниша, амплуа, образ - всё её. И вот, Катя получает первую премию, главную! Невероятно приятно.
   И последнее, пожалуй. Премию получил артист театра куклы, актёра, маски «Арлекин» Александр Кузнецов. Неожиданно, но ожидаемо - говоря масленным языком. Дело в том, что Сашу знаю с - его - 13 лет. Это один из любимых мною людей, талант и просто внутреннюю красоту которого ощутил при первом же знакомстве с ним, когда он, будучи подростком, мечтал играть самую тяжёлую на тот момент в мире музыку - дэс. Из златовласого "металлиста" Саша превратился в долговязого русого кукольника - что следовало ожидать от младшего члена самой кукольной омской семьи - талантливого клана Кузнецовых. Не видел его много лет, а взгляд его не изменился нисколько - лучистый и шутливый. Не видел его игру в театре, но видел игру на сцене в Доме Актёра. Уверен, премия - не зря.
  Что касается "развлекательного" начала премии, то аплодисментов заслуживает только сам Владимир Эмильевич, хоть и постаревший, но не потерявший неизменного позитива и актёрского таланта театрального конферансье. Остальные номера почти похожи на строки из звучавших песен - "травушка-муравушка" да "трын-трава"... И что они всё о траве то?

П.С. "Ссылка на пресс-службу Министерства культуры Омской области обязательна". Эта строка завершает официальный пресс-релиз премии. Можно, я не буду сейчас это комментировать? Вот только в контексте процитирую Марину Дмитревскую, главного редактора журнала "Петербургский театральный журнал", профессора, театрального критика, а также автора и друга журнала "Патефон Сквер", - которая в статье для "Патефон Сквер" об одном из омских театральных фестивалей 2002-го года, где она была председателем жюри, а я - представителем пресс-штаба, написала такие строки: "В общем, за два года наладилось театральное кровообращение внутри Сибири. Это славный итог. Однако есть и другие итоги. Нынче фестиваль принимал Омский губернатор Л.К. Полежаев, в связи с чем фестиваль открывали ... два раза: один раз как положено, а на второй день - для губернатора и прочего начальства. Я такого просто не помню и испытала сильное и давно забытое чувство - словно эксгумировали нечто, умершее и похороненное при советской власти. Ан нет, живо! Жива Россия, ждущая не исполнения закона, а начальственного благоволения". Ещё вернёмся к этому вопросу.

(с) Кинес Кизиитов

События, Театр, Власть, Патефон Сквер, Омск, Искусство

Previous post Next post
Up