«Хедер, еврейская начальная школа, возник ещё на Древнем Востоке, в эпоху вавилонского пленения…»
«…многие в еврейских общинах учились не только в начальной школе - хедере, но и в высшей школе - иешиве. Обучение в иешиве вполне можно сравнить с обучением в грамматической школе Древнего Рима, в школе законников - легистов Византии, а образованного еврея - с учёным монахом Европы или с учёным чиновником Китая, шеньши.
Такое учение тоже совсем неплохо тренирует мозги. Для него нужно и знание грамоты, и память, и интерес к отвлечённому, и умение оперировать абстрактными понятиями, и способность применять то, что узнал в одном месте, в каких-то других сферах…
То есть такое образование помогает выявить внутренний интеллектуальный потенциал человека».
«Евреи своей поголовной полуторатысячелетней грамотностью, своей привычкой к книжному, теоретическому, отвлечённому обогнали все народы ровно настолько, сколько времени они будут идти к этой поголовной грамотности.
Второй мировой народ массовой грамотности мужского населения - японцы. У них этот уровень был достигнут в конце XVI века, и получается - они отстали от евреев всего на тысячу лет. В Европе первый закон об обязательном всеобщем обучении приняла Норвегия в 1814 году. Значит время отставания - порядка полутора тысячелетий. Франция, Британия, Германия догнали евреев меньше ста лет назад. Россия, насколько можно наблюдать, евреев ещё не догнала».
(А.М Буровский, «Евреи, которых не было», Издательство «АСТ», 2004 год)
К чему это я?
Может быть - к реформе российской системы образования… Может - к Дню славянской письменности…А может быть чтение
http://khodorkovsky.ru/cassation/16202.html навеяло...
P.S. К антисемитам, юдофобам, равно как и к славянофилам и фанатам "лично МБХ" просьба - не беспокоить...