Божия безусловная Любовь как средство исцеления от лицемерия и ханжества

Sep 20, 2010 13:02

Как то читая книгу по устройству взаимоотношений в семье - я задумался над разделом касающимся «ношения масок» - т.е. когда человек играет роль - изображает себя таким - каким его хотел бы видеть его супруг\супруга, никогда при этом не открывая истинных своих переживаний, помыслов.

Действительно как говорил Шекспир «Весь мир - театр, а люди в нём - актеры» - люди вынуждены играть разные роли в разных общественных условиях и связях, на работе - он работник или начальник, дома отец\муж, среди друзей приятель, и так далее. Более того перенос одного и того же стиля общения и взаимоотношений из сферы в сферу может плохо кончиться. Например, яркий пример - когда женщина начальница, приходя домой будет вести себя с мужем в той же манере что и на работе. Этому посвящено не мало художественных книг и фильмов. Впрочем для мужа это хотя и не так критично - то же чревато проблемами.

НО - где бы и в каких условиях человек не оказывался - он должен оставаться самим собой, быть честным и искренним, а относительно христианства - оставаться христианином и Божьим человеком (Да и вообще Человеком) и не опускаться до лицемерия и ханжества.

Однако искушение впасть в лицемерие и ханжество тем выше чем выше морально-нравственные требования в окружающем обществе. Наверное именно поэтому - для христиан они представляют особенную опасность. Чем выше поднята планка - чем больше желания получить одобрение или избежать осуждения от окружающих - тем больше искушения как можно быстрее начать изображать то чем ты не являешься на самом деле.



Давайте сначала определимся в терминах:

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.[1] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта, тогда как в присутствии этого субъекта к нему проявляют уважение.

Ха́нжество́ - показная (демонстративная) или крайняя (склонная к крайностям) форма благочестия и набожности, которая выражается в демонстративном отрицании аморальности. Разновидность морального формализма и лицемерия. Истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма и нетерпимости, игнорируя вопросы внутренней моральной природы человека. Как пишет Ноам Хомский, ханжа (лицемер) - это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе

Основные характеристики ханжества:
- демонстративность поведения;
- несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его истинной сущности;
- крайности в отрицании аморальности (напр. формы аскетизма, наносящие вред здоровью человека).

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника. Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества. Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества в Европе, была утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д.

Насколько серьезная проблема, и насколько она распространенна в религиозных кругах можно судить по постоянной полемике и обличениях со стороны Христа Иисуса в сторону самых уважаемых религиозных вождей и учителей Его времени - фарисеям:

В Евангелии от Матфея 6 главе - раз за разом Он предупреждает что бы мы не творили на показ: милостыню (благотворительность) (Матф 6:2), молитву (Матф 6:5) и пост (Матф 6:16) Впрочем подобное тщеславие как и писал Клайв Льюис самое безобидное т.к. в данном случае человек может еще не обманывать самого себя, не превозносить себя над другими, и в общем то проявлять зависимость от мнения окружающих.

В Матф 7:5 Он предупреждает об опасности лицемерного - ханжеского осуждения: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф.7:5) Это уже куда хуже тщеславия - т.к. человек не просто осуждает другого, но обыкновенно унижая другого осуждением, он сам возвышается над другим. Обычно человек осуждает другого в той области в которой у него самого нет проблем, но зато могут быть серьезные проблемы в другой области. Как писал Иаков и Павел - по сути осуждая нарушителя одной заповеди в законе праведности, он сам является таким же нарушителем того же закона праведности но в другой заповеди. Или того хуже - может и сам нарушать ту же саму заповедь но не замечать этого или намеренно игнорировать и умалчивать об этом.

И самое страшное явление - несоответствие показного благочестия внутреннему состоянию\содержанию - самое опасное потому как это 100% обман окружающих, а то и самого себя - рождает внутренний конфликт (т.н. Когнитивный диссонанс) и лишает надежды на покаяние и спасение: Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; (Матф.15:7,8)

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Матф.23:24-28)

Причем стоит уточнить что не стоит путать:

Хорошее воспитание - с лицемерием и ханжеством. Если хорошее воспитание качественно многогранно и стало характером и сутью индивида - то это действительно очень благое явление.

Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими - уважительно и непринужденно. (Честерфилд Ф)

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. (Чехов А. П.)

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. (Конфуций)

НО если хорошее воспитание затронуло только внешнею сторону человеческой личности - то это то же самое ханжество и лицемерие окрашенных гробов. А если оно НЕ всесторонне и дает повод осуждать других в одних случаях а самому вести себя совершенно невоспитанно в других - то это ханжество бревна\сучка в чужом глазу.

Невоспитанность/грубость/сварливость/склочность - с искренностью. Часто полагают - что вести себя непосредственно - открыто выражая все свои негативные качества характера - является искренностью угодной Господу. Однако искренность без приложения к доброму - приводит к искренним заблуждениям, искренним зверствам, и искреннему злу. Стоит заметить - что Господь никогда не предлагал ханжам и лицемерам начать наконец проявлять свою злую природу открыто (на самом деле они ее и так проявляют но оправдывают и выдают за нечто иное). Наоборот - дается вполне конкретный совет - вынь бревно из твоего глаза и очисти внутренность чаши и блюда!!!

Однако мы уже много говорим о проблеме - но пора начать говорить и о решении проблемы. И тут я предложу начать с Любви - да, да - с Божьей Любви.

Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть (Виктор Гюго)

Как мы уже читали и говорили выше - одной из самых распространенных причин лицемерия и ханжества является необходимость хотя бы внешне соответствовать общепринятым нормам в том или ином обществе или общении. (Например: подростки в молодежной среде даже самые скромные и невинные начинают ради принятия в среде сверстников вести себя развязно, нечестиво, материться. А христиане: только что уверовавшие ревностно соблюдать все внешние условия благочестия, строить всех окружающих под свои вновь приобретенные понятия, судить по внешности всех и вся, сами будучи еще с необрезанным характером и привычками, впрочем это свойственно так же и христианам со стажем)

Значит - если бы человек был уверен что его будут любить и принимать независимо от его внешнего вида и качеств - то у него было бы меньше искушения начать изображать то чем он еще не является и играть на публику.

Конечно же тут же приходит на ум что подобное человек в наиболее совершенной форме встречает именно в Боге, в Иисусе Христе:

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение. (Рим.5:1-11)

Именно к Богу он может всегда приходить таким каков есть, зная что его искреннего исповедания, искреннего покаяния БОГ не отвергнет (приходящего ко Мне не изгоню вон (Иоан.6:37). Перед Богом бессмысленно лицемерить - ОН видит все насквозь, да и нет никакой необходимости - ОН не отшатнется и от самого страшного исповедания - видел ОН дела и похуже, да и знал их от сотворения мира - но приготовил заранее условия для прощения и принятия. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Конечно было бы очень прекрасно - если бы люди и в общине, в церкви - чувствовали то же самое что они могут прочувствовать в БОГе. Однако стоит все же учитывать что в общине могут находиться люди с разным духовным опытом и возрастом, и не все способны снести чужих грехов, не все имеют такое широкое сердце как у БОГА, не все могут так забывать и покрывать Любовью грехи как БОГ, поэтому и не рекомендуется публично исповедовать все и вся, поэтому и особенно тревожно когда верующий человек ведет себя при всех неподобающим образом.

И все же - не стоит играть в опасные игры хамелеонов. Будем естественны. Может это не будет выглядеть так благообразно, но зато это будет честно. И в то же время будем работать над собой, будем каяться и исповедоваться, будем искать помощи и сил у Господа, признаваться в ошибках и проблемах характера, что бы наше внутреннее приближалось к Евангельскому Эталону и преображало и внешние проявления нашего характера и личности.

служение, проповедь

Previous post Next post
Up