(no subject)

Nov 25, 2010 19:39

"Не вижу в жизни ничего особенно интересного"
Музыкант Александр Рудин считает себя невредным и даже принципиальным человеком
2010-11-25

Свое 50-летие отмечает выдающийся музыкант - виолончелист, пианист, дирижер Александр РУДИН. Замкнутый человек, редко дающий интервью и предпочитающий беседовать в них исключительно о своем творчестве, накануне юбилея поделился с корреспондентом «Независимой газеты» Олегом ДУСАЕВЫМ и другими мыслями, начав все-таки с того, почему не любит давать интервью.

- Когда у человека много берут интервью - это признак нехороший. Как правило, это означает, что он уже в таком возрасте, что ничего не может, только интервью и давать. А я еще кое-что могу, просто малообщительный и очень консервативный. Привык к своей скорлупе, к своему образу жизни. У меня характер очень сложный и тяжелый.

- Трудно в это поверить. Про вас никто и никогда не говорит плохо. Кого ни спросишь - все начинают сразу петь дифирамбы.

- Мне кажется, это оттого, что я невредный. Никого никогда не подсиживаю. Не сплетник. И я никогда никого ни о чем не прошу. Последнее качество, видимо, людям особенно приятно. Я очень удобный в общении.

- А принципиальный?

- Более принципиальный, чем многие. Точнее, я нахожусь где-то посередине - ближе к началу принципиальности. Больше всего я не люблю мнения большинства. Оно скорее всего неправильное. Если я вижу какое-то общее мнение, то это для меня очень подозрительно. Поэтому, если все думают, что на ночь есть вредно, - значит, надо есть. А если все считают, что какой-то конкретный человек плохой и его надо изолировать, - это верный признак того, что это неправильно. Я, как вы догадались, имею в виду случай с Плетневым. Это просто возмутительная ситуация. У нас такого уровня музыкантов, можно сказать, нет. И вот почему-то именно с ним такое происходит… Я принадлежу к поклонникам Плетнева… музыкальным. Он человек сложный, с ним бывает и не очень-то приятно общаться. Но объективно - личность выдающаяся. И то, что происходит, мне лично представляется сфабрикованным. Слабости, недостатки, пороки - они есть у всех. Но только почему-то те, у кого есть определенные связи, получают индульгенцию на обладание этими пороками.

- Расскажите про ваши недостатки.

- Объективно - я плохой отец. Играю на виолончели, на фортепиано, дирижирую, преподаю. И самое мое среднее качество - именно родительское, тут мои дарования проявляются в наименьшей степени. Как-то так сложилась судьба, что я о своих детях не особенно забочусь, уж не хочется лицемерить. Однако бывают и хуже отцы, я думаю - можно найти. Я рад, что ничего плохого я им не делал, ничему плохому их не учил. Просто очень мало участия принимал в их жизни, так уж сложилось по каким-то личным причинам. Что есть, то есть.

- Тем не менее в вашем юбилейном концерте они принимают участие.

- Да, действительно, через несколько дней мы вместе выйдем на сцену. Но я со своими детьми редко играю, а вместе, втроем, мы вообще никогда не собирались. Я подумал, что можно сделать такой концерт, который был бы и нам приятен, и для публики привлекателен и в то же время не носил бы характера неадекватного веселья. И я буду играть со своими детьми только потому, что они действительно хорошие исполнители - гораздо лучшие, чем многие. Ваня (Иван Рудин - пианист, художественный руководитель фестиваля ArsLonga. - «НГ») - человек и музыкант сложившийся. Федя (скрипач, постоянно живет во Франции. - «НГ») тоже очень хорошо играет.

- Вы не способствуете их карьере?

- Нет. Как у них сложится карьера - не знаю, в наше время это совершенно не связано с тем, как человек играет. Это зависит от связей, умения проталкиваться, кусаться, льстить. Все люди - и музыканты, к сожалению, не исключение, сейчас настолько одурачены медиа, глянцем, экранами телевизора, что уже перестали что-либо понимать. Я, разговаривая с коллегами, часто просто диву даюсь - они склонны оценивать какие-то явления, которые и оценивать-то не надо. Люди находятся вне системы координат. Совершенно потерялись… Когда я вижу, что происходит и как это серьезно обсуждается, начинаю думать, что доиграть бы мне свои лет 10 и спокойно уйти... Страшит меня это время. Я сам уже теряюсь... Даже студенты приходят, и я не знаю - стоит ли им что-то говорить о фразах, о стиле… Кажется, для них это значения уже не имеет.

- А для вас что имеет значение?

- Я не получаю удовольствия от процесса общения. Не смотрю телевизор, не читаю газеты. Но меня это устраивает. Не вижу в жизни ничего особенно интересного, за чем надо было бы особенно следить.

- Плывете по течению?

- Я плыву по течению, да. Но в этом можно усмотреть негативный оттенок, а можно и наоборот. Я не хищная рыба, не пожираю себе подобных. Так, плыву по тихому течению маленькой болотной речки… Ничего особенного там не водится. Жизнь всем нам предлагает очень мало. Все, чего добиваются люди, получается благодаря приложению усилий, воли, характера и, как правило, в ущерб другим. Я мог бы, безусловно, сделать гораздо больше в своей жизни. Но… Меня интересовало многое, но по лености я недостаточно внимания уделял даже собственному образованию. Да и музыкальное образование - это далеко не то образование, которое должен иметь человек думающий. Этого мало, крохи. Я настолько ощущаю его узость, что все время пытаюсь что-то расширить хотя бы в том диапазоне, в котором мне позволяет мое образование.

- Для вас, вероятно, очень важно состояния комфорта?

- Для меня комфорт - это когда не лезут в мою жизнь и не стараются меня переделать. Я очень сдержанный человек. Однако, если я никому ничего не делаю плохого, это не значит, что у меня обо всех положительное мнение. Конечно, я не пойду на демонстрацию, не буду подписывать бумаги… Но определенное мнение у меня есть. Просто я так устроен, что могу высказывать только положительное мнение. Еще я очень плохо аргументирую, поэтому избегаю и споров.

- О чем вы думаете в юбилейные дни?

- О смерти, о которой, впрочем, я думаю всегда. Всем хочется умереть достойно и безболезненно. И если бы у меня была уверенность, что это будет именно так, то я уже и не возражаю, пожалуйста…

http://www.ng.ru/culture/2010-11-25/8_rudin.html

музыка, Плетнев, попытки изничтожения, пресса

Previous post Next post
Up