хроника - статья в Литгазете

Jul 30, 2010 16:24

Искусство

Дирижёра заказывали?

СИТУАЦИЯ

Скандал вокруг Михаила Плетнёва разыгран как по нотам

Самые внимательные читатели нашей газеты наверняка обратили особое внимание на небольшую заметку под названием «Ваша подача, маэстро», опубликованную в рубрике «А вы смотрели?» телевизионной полосы в прошлом номере «ЛГ». Кое-кто со склонностью к домашней конспирологии, вполне допускаем, мог даже вычитать между её строк некий тайнописный смысл, усмотреть в данной публикации род зашифрованного послания…

Всем же остальным нужно напомнить, что речь в той заметке шла о недавней передаче из теле-ток-шоу цикла «Цена успеха» ведущей Алины Кабаевой, где её собеседником (и плюс к тому партнёром по бадминтону) выступил выдающийся российский музыкант Михаил Плетнёв. Человек, ставший на минувшей неделе, пожалуй, главным ньюсмейкером благодаря истории, прямо скажем, далеко не музыкальной.

Нет, эта публикация отнюдь не была скрытой формой поддержки главного дирижёра Российского национального оркестра. Ибо в тот момент, когда первая информация о связанном с его именем скандале, озвученная газетой Pattaya Daily News, достигла отечественного интернет-пространства, номер нашей газеты уже был подписан в печать. Но всё, что мы хотели бы сказать по данному куда как невесёлому поводу, мы скажем сейчас, неделю спустя. Когда, заметим, эхо паттайских событий не то чтобы сошло на нет или затихло, а напротив - звучит, кажется, всё более резво и многоголосо, обретая с каждым днём всё более слаженную оркестровку. Что, в свою очередь, не может не настраивать вдумчивого слушателя на определённый лад, на некоторое количество сомнений и тягостных раздумий…

Прежде всего насторожила та скорость, с которой сведения, обнародованные скромным СМИ из небольшого курортного городка, не просто облетели всю Россию, а стали здесь в полном смысле слова главной темой дня. И следующего за ним. И ещё одного… Оно в известном плане объяснимо - лето, так называемый журналистский мёртвый сезон (хотя, с другой стороны, у нас в стране никогда не переводятся действительно серьёзные проблемы, о которых нужно и должно говорить) да плюс к тому особо препикантнейшая, что называется, тема, до которой с некоторых пор отечественная журналистика стала такой большой охотницей… Но хочется всё же сказать: «Чего ж так сильно возбуждаться, коллеги?! Не до такой же степени?..»

«Литературная газета» - и наши читатели в данном случае не дадут соврать - являлась и является убеждённой и последовательной противницей всякого насилия над человеком, а над детьми - в особенности. В симпатиях или даже толерантном отношении к педофилии и практикующим её индивидуумам мы также вряд ли кем-то можем быть заподозрены. Однако мы ровно с той же степенью уверенности считаем, что обвинять кого-либо в достаточно страшных преступных деяниях на основании весьма и весьма сомнительной, непроверенной, куда как противоречивой информации - вещь абсолютно неприемлемая. И в рамках цивилизованного общества, в которое мы так дружно и горячо стремимся. И - что ещё более важно - в контексте национального, веками складывавшегося самосознания, во многом базировавшегося и на принципах невмешательства в частную жизнь, и на уважении к устоявшимся авторитетам, и не в последнюю очередь на «милости к падшим».

Но о какой милости и о какой, извините за выражение, «презумпции невиновности» можно сейчас говорить, о каком уважении к человеку как таковому, если значительная часть нашей прессы (причём далеко не курортного масштаба) на протяжении как минимум семи дней полоскало - другого слова не подберёшь! - имя одного из самых талантливых и знаменитых во всём мире российских деятелей искусства в самых поносных выражениях и с каким-то не особо скрываемым лакейским сладострастием?..

Сколько остроумия было потрачено на эти кричащие заголовки! Сколько сил и поистине разведческих способностей пришлось применить для того, чтобы «вычислить» время и место прилёта Плетнёва из Таиланда в Москву! Да если бы хоть малая часть этих усилий была потрачена журналистским сообществом тогда, когда дирижёр возвращался на Родину с премией «Грэмми»… Или в те дни, когда созданный и возглавляемый им Российский национальный прилетал домой после одной из своих многочисленных триумфальных зарубежных гастролей…

Вообще вся эта история очень сильно отдаёт такими малоблагозвучными и ставшими, к сожалению, у нас привычными терминами, как «заказ» и «подстава». И не исключено, что корни их - в непростой в последнее время ситуации вокруг оркестра. Об этом, резко критикуя культурную политику в стране, Плетнёв говорил в своём интервью «Российской газете» (№ 51 от 12 марта 2010 года). Об этом же он говорил и на московской пресс-конференции. И мы верим ему. Равно как и утверждению о том, что «никаких злодеяний он не совершал».

Не сомневаемся, облыжность обвинений скоро будет доказана, а клеветники - изобличены. И как потом все злопыхатели и остроумцы, призывающие к бойкоту Российского национального оркестра, посмотрят в глаза великому отечественному музыканту?..*

Впрочем, с них станется: «делать новости - их ремесло». Сделали. Кого, спрашивается? Отечественную культуру.

А теперь давайте сообща бороться за привлекательный образ России в мире.

Отдел «ИСКУССТВО»

http://www.lgz.ru/article/13366/

*Да никак они не посмотрят в глаза. Не придется. Никто ж не потребует туда посмотреть. Займутся другими делами. А потом как-нибудь вернутся к этому казусу кукоцкого, как возвращаются сейчас к каким-то полумифическим эпизодам, по которым годы назад прошли всяческие опровержения.
Природа души человеческой.
Черно, господа.

А для поднятия духа - прекрасный бис РНО с фестиваля Festival del Sole 2010, Castello di Amorosa
22 июля 2010
Солирует Франческо Демуро, у пульта - Карло Монтанаро.
Неаполитанская песня "Il soldato innamorato"
(спасибо Ирине - terra_ira)

image Click to view

музыка, видео, попытки изничтожения, РНО

Previous post Next post
Up