В прошедшую пятницу я была на премьере спектакля "Доказательство" в РАМТе. Это постановка знаменитого польского режиссёра Кшиштофа Занусси.
Сюжет
Гениальный профессор математики уходит из жизни, оставив после себя кипы исписанных тетрадей, где научные открытия соседствуют с откровениями помешанного. Так же у него остаются последователи - его студенты. Один из них, особо преданный, и после кончины преподавателя исследует его научный "багаж". А ещё у профессора есть - или были? - две дочери. Одна из них унаследовала его дар - и возможно - его умопомешательство.
Актёры
Евгений Редько - вот мой эталон среди актёров. В этом спектакле он уже обелённый сединами профессор, страдающий умственными расстройствами. Преданная дочь - Нелли Уварова. Как говорил режиссёр, до самого конца спектакля непонятно - гениальная она или сумасшедшая. Верный студент - молодой талантливый актёр и просто красавец Денис Баландин. Ну и Ирина Низина, вторая, прагматичная дочь гениально-сумасшедшего профессора.
Всего четыре актёра держат это действие, эту развивающуюся по каким-то научным - не гуманитарным - законам пьесу.
И-ТО-ГО
Так что же доказал Занусси?
То, что уже известно нам. То, что служило и служит мотивом для многих художественных произведений. То, что между гениальностью и сумасшествием - только один шаг.
И ещё один момент. На пресс-конференции Занусси задавался вопросом: Вот русские часто говорят "нормально". А что такое нормально? Это хорошо или плохо? Мне это непонятно.
Мне тоже непонятно, что это. Я ловлю себя на том, что говорю так - "нормально!", - когда не задумываюсь ог предмете разговора. Так, знаете, бросаю в пространство это ничего не выражающее слово.
Вот и героиня Нелли Уваровой несколько раз на протяжении спектакля отвечала сестре, что с ней всё нормально. Она в порядке.
В то время как каким угодно - ужасным! прекрасным! - но только не нормальным, вот каким было её состояние.