Вера в том, что демократия, как модель абсолютносправедливого общества, способна изменить мир к лучшему в XXIвеке ужестановится в один ряд по популярности с основными мировыми религиями. И «методыпродвижения» такой «религии» всё более и более напоминают методы основателей ивдохновителей Крестовых походов. До канонического лозунга «убивайте всех,Господь на небесах узнает своих» правда, пока не дошло. Но при этом ужепрактически каждый шаг США на мировой политической арене означается именнообъективной необходимостью расширения демократии.
Фарид Закария, политолог, главный редактор журнала«Newsweek» в своей работе «TheFutureofFreedom» выстраивает систему аргументов, в рамках которойпоказывает, что демократия, по своей сути является лишь формой организацииполитического процесса, но никак не сущностным его элементом. Отсюда факт -система демократического правления вовсе не обязательно должна считатьсяабсолютно справедливой.И приэтом,видимое наличие процедур,считающих демократическими, вовсе не означает, что в государстве господствуетлиберальный порядок и соблюдение общих гражданских свобод.
Закария приходит к выводу, что для современного западногообщества оптимальной будет совсем даже не демократическое общество в егосовременном понимании, а республиканская система, где основные составляющие:
- Разделение властей.
- Абсолютное верховенство закона, причём «принципгуманности законов» должен быть исключён.
- Защита прав личности
- Определённая степень представительства народа(но никак не всеобщее избирательное право)
Закария приводит политический и юридический анализ правовыхактов, ознаменовавших создание независимой Американской республики, ипоказывает, что образцом для неё служил образ Римской Республики, с еёразделением властей, избранием должностных лиц на определённый срок ибезусловным верховенством закона (должность и положение в обществе не дают никакого«надзаконного статуса»). В тоже время, греческая демократияподразумевала совершенно противоположную систему, где индивид подчинялся волебольшинства, и именно эта воля и становилась формой закона.
В начале XXIвека, по утверждению Закарии, уже становится доказанным факт- «дефицитдемократии отнюдь не всегда может вызвать сожаление, а избыток её -удовлетворение».
Исходя из этого факта, проблемы большинства стран Азии, Африки,а также стран бывшего соц.блока и республик СССР вовсе не в том, что их режимынедостаточно демократичны, а в том, что в этих государствах не реализованыспособы и методы управления экономикой, которые наличествуют во многих, пусть ине столь «демократичных» странах, но которые при этом обеспечивают своихгражданам определённый уровень экономической защищённости (практически поХайеку).
Не демократические плебисциты, а твёрдое установлениезаконом и норм, а также чёткое следование им - вот что, по мнению Закарии,является важным в реальной республиканской системе, которую он обозначил как«конституционный либерализм».
При этом в большинстве уже и стран Запада, так упорнодержащихся в лагере «сторонников демократии» уже начинает просыпаться осознаниетого, что демократия процветает, а свобода - нет. Закария делает отсылку кмысли Гёте, который говорил, что «в самом жестоком рабстве пребывает тот, ктоошибочно считает себя свободным». И главным центром этой деградации ивырождения демократии, как это не парадоксально (или, наоборот, совершеннозакономерно) являются США. Причины этого Закария видит в так называемом«самоубийстве элит». В любом государстве, и США тут не исключение, элитарноеобщество существует всегда (не стоит путать это понятиетак называемым «высшим светом», которыеявляется всего лишь абсолютно зависимым его придатком). Элиты «старого образца»- как правило, были кровнородственными.Но при этом, у них существовал груз социальной ответственности, ирешения принимались исходя из этого. Демократическая система привела кпереформированию элитарной системы - она стала более открытой, теперь факторамиотбора стали богатство (и неважно, какого его происхождение), таланты,известность. И новые элиты действуют в мире с жёсткой конкуренцией, потомурешения они принимают не на будущее, а на непосредственное «сегодня и завтра». Ив этом и заключается величайший недостаток демократии, что она отождествиланеправомерные действия с неправильными и отдала обществу на откуп решениевопроса о том, что считать верным, а что ошибочным. Таким образом, горизонтыверхушки общества сравнялисьсгоризонтами низов общества, логика действийпримитивизировалась, а ответы на «вызовы» обществу, стали максимально простымии шаблонными.
Подводя итоги, Закария делает два вывода. Первый - о том, чтосоздание демократического общества вовсе не требует спонтанной и немедленнойдемократизации в ущерб всему остальному. Факт - экономические успехи стран стяготением к авторитарным методам руководства гораздо более впечатляющи, чем вгосударствах, гоняющихся за срочными реформами политической системы.И всовременных условиях, по утверждению Закарии, автократические режимы,приверженные соблюдению строгих законов, открывают перед своими народами кудабольше перспектив, чем псевдолиберальные режимы.
Второй вывод - стремление США максимально расширить область«демократии по-американски» становится опасным фактором нестабильности мировойполитики. Американская демократическая система начала вырождаться в особый типагрессивного псевдолиберального режима, и учить остальной мир в таком случае,уже нечему.
http://vkontakte.ru/note13926460_10467716