Цензура по-американски на одном примере

Nov 08, 2021 21:09

«MPAA (Американская ассоциация кинокомпаний) не может прямо запретить фильм, однако это своего рода шантаж. Мне кажется, я ответственный режиссёр. Мне предоставили полную свободу творчества, и если «Сердце Ангела» кого-то и оскорбит, то пускай это останется на моей совести».



Это слова знаменитого британского режиссёра Алана Паркера (сэра), сказанные после того, как он столкнулся с беспощадной машиной американской цензуры, которой, как мы знаем, не существует. Потратив полтора года на съёмки и ещё 4 месяца на монтаж, окрылённый творческой свободой благодаря участию в проекте независимой киностудии (Carolco Pictures), он вынужден был представить свой готовый фильм на суд рейтинговой комиссии MPAA.

Формально - как и всё в США - независимой и нейтральной. По факту - как и всё с приставкой «некоммерческая» - созданной и управляемой государством в лице бывших чиновников. Например, первым её президентом в 1922 году был назначен (именно назначен) бывший генеральный почтмейстер США Уилл Хейс. А нынешний президент, Чарльз Ривкин, в недавнем прошлом служил послом США в Монако и Франции, а также помощником министра в Бюро по экономике и бизнесу. Какое отношение он имеет к кино? Да ну, бросьте!

Творчество Паркера совпало с т.н. эпохой Джека Валенти, бывшего советника Президента США Линдона Джонсона. Валенти возглавлял MPAA на протяжении почти 40 (!) лет, с 1966 по 2004 год. Он же, собственно, и разработал всю эту систему рейтингов. Кроме того, в 1990-е годы по заказу «Диснея» и других монополистов он пролоббировал новый закон о защите авторских прав, в том числе в молодом тогда ещё интернете. Его плоды мир пожинает до сих пор.

Есть сотни и сотни режиссёрских рассказов о том, как работает цензура в американском кино. Даже Джордж Лукас, когда у него, наконец, отжали его любимую игрушку - «Звёздные войны», - в сердцах возопил, что завидует творческой свободе бывших советских коллег. Цепные СМИ, естественно, тут же подняли его на смех, мол, дедушка в маразме, да что он вообще несёт, как можно сравнивать наши выстраданные демократические ценности и тоталитарный гулаг, и постарались поскорее забыть об этом инциденте.



Алану Паркеру творить никто не мешал. А вот выпустить «Сердце Ангела» в прокат оказалось проблематично. По итогам просмотра члены комиссии присудили ему рейтинг «X», приравняв тем самым к порнографической продукции. Камнем преткновения стали движения голых ягодиц в достаточно невинной сцене секса между героями Лизы Боне и Микки Рурка. Сам Паркер, впрочем, явно дал понять, что повод был формальным.

Возможно, причиной стала сама Carolco Pictures, которая предоставляла своим режиссёрам невиданную в Голливуде свободу. Поэтому уже в 1992-93 годах её сожрали, несмотря на грандиозный успех «Терминатора 2», сериала «Рэмбо», «Основного инстинкта» и других хитов. Так или иначе, подобный рейтинг не просто отсекал от картины многих потенциальных зрителей по возрасту, но и значительно ограничивал количество доступных для показа кинотеатров.

В итоге уже готовый проект практически лишился дистрибьютора в лице TriStar Pictures, которая не видела смысла выпускать его в прокат. Дважды Паркер подавал аппеляцию, и дважды ему отказывали. В TriStar настоятельно советовали перемонтировать сцену, режиссёр сопротивлялся, т.к. это нарушало не только его замысел, но и ритмику всего действия, рассчитанного покадрово. В последний момент он всё-таки вырезал 10 секунд, картина получила рейтинг «R» и в таком виде вышла на экраны, правда, всё равно провалившись в прокате.

Это был 1986 год. Год, когда Михаил Горбачёв торжественно объявил о начале перестройки, а советские работники кино под пристальным оком Александра Яковлева устроили переворот на V съезде кинематографистов СССР, не имея больше сил творить под гнётом советской цензуры. Как вскоре выяснилось, без советской цензуры они творить вообще не способны, равно как и американцы - без американской. Вот только в США таких дураков, готовых добровольно разломать свою киноиндустрию (не говоря уже о стране), пока не нашлось.

А фильм, к слову, замечательный. Чертовски стильный и запутанный мистический триллер в духе нуара. Ну и Микки в роли частного детектива хорош как никогда.

мафия, кинолента, история, двойные стандарты

Previous post Next post
Up