Оболганный Пырьев

Feb 17, 2020 03:54

Технология лжи давно отработана. Попробуйте найти хоть одно плохое слово о Михаиле Ромме. И хотя бы пару хороших об Иване Пырьеве. Один из самых демонизируемых советских режиссёров, прославившийся "колхозными" комедиями и лучшими экранизациями Фёдора Достоевского. Едва ли не каждый год с начала перестройки всплывают новые подробности о том, как выходец из крестьянской семьи погубил жизнь очередной многообещающей актрисы, которая "отказалась с ним спать".



В молодости

Причём, если верить россказням, особенно ему губилось во времена хрущёвской "оттепели", когда он занимал руководящие посты. Ну, как занимал - три года возглавлял «Мосфильм» (с 1954 по 1957 год, после XX съезда ему аукнулись его 6 "сталинок"), затем организовал Союз кинематографистов. Причём идею СК СССР (по большей части независимой организации, за создание которой ратовали все киноделы) он вместе с документалистом Александром Згуриди пробивал очень долго. В 1957 году разрешили, наконец, создать пробник - Союз работников кинематографии, и лишь после ссылки Хрущёва появился тот самый СК. А спустя три года Пырьев умер. Это к вопросу о влиянии.

Самыми известными "жертвами" Пырьева считаются прекрасные и всенародно любимые (как ни парадоксально) актрисы Екатерина Савинова и Клара Румянова. Причём самоубийство Савиновой сегодня тоже с удовольствием вешают на Пырьева. Она действительно ярко дебютировала в его фильме «Кубанские казаки», после чего лет 15 не играла ничего значительного. Ну, если не считать роли в «Большой семье», за которую вместе с другими ведущими актёрами была удостоена главного приза Веницианского кинофестиваля-55 в номинации «Лучший актёрский ансамбль». А так да, ничего значительного. А в начале 1960-х сыграла Фросю Бурлакову в автобиографическом фильме «Приходите завтра» своего мужа Евгения Ташкова, которой славится и поныне.

Начинающий режиссёр «Одесской киностудии» взял и снял жену в комедии с самим Борисом Бибиковым в роли профессора (один из ведущих театральных педагогов своего времени). И ничего ему за это не было - наоборот, карьера резко пошла в гору. «Майор Вихрь», «Адьютант его превосходительства»... И хотя много позже в интервью он рассказывал, что некий режиссёр (причём фамилию он не хотел называть) получил оплеуху от жены, пригласив её на свидание, что якобы послужило причной её отлучения от кинематографа, он же сам подчёркивал, что этот режиссёр не имел никакого отношения к гибели Савиновой. Причиной была инфекция, занесённая в организм с выпитым ею молоком. Актриса постепенно сходила с ума, лежала в психушках и в конце концов бросилась под поезд.

У Клары Румяновой крупных ролей не было. Ни у Пырьева, ни вообще где-либо. Согласно легенде, в 1953 году он по телефону (!) пригласил выпускницу театрального института (!!) без какого-либо послужного списка (!!!) на главную роль (!!!!) в фильм «Испытание верности». А та - ВДРУГ - яростно взбрыкнула, раскритиковала сценарий и послала его ко всем чертям. Обычное дело для начинающей актрисы, ну. И Пырьев так на неё разобиделся, что потом долгие годы следил за тем, чтобы её нигде не снимали. Роль в итоге исполнила супруга режиссёра Марина Ладынина - как и во всех предыдущих его фильмах. Чудеса. При этом достоверно известно, что во время учёбы Румянова чуть не умерла от воспаления лёгких, потеряв голос и приобретя тот самый "заячий" тембр, которым потом разговаривала в бесчисленном множестве популярных мультфильмов.

А вот ещё случай. В 1958 году Пырьев экранизировал первую часть «Идиота» Достоевского. Эту идею он вынашивал много лет, тщательно подбирая главного исполнителя (им в итоге оказался начинающий артист Юрий Яковлев). Картина получилась ошеломляющей, читатели «Советского экрана» признали её лучшим фильмом года. Пырьев мечтал продолжить съёмки, но Яковлев по каким-то внутренним причинам отказался (говорят, "перегорел"). И что Пырьев? Расстрелял актёра? Сломал ему судьбу? Да нет, просто не стал снимать. И экранизировал «Белые ночи». А Яковлев сделал блестящую карьеру в театре и в кино.



В зрелости

А теперь вернёмся в реальность. Согласно дневникам Михаила Ромма, в 1940-х годах Пырьев с Александровым, насмотревшись на всяческие нацстудии («Киевская», «Белорусьфильм», «Грузия-фильм» и т.д.), решили организовать киностудию русских фильмов. Где бы русские режиссёры создавали фильмы, посвящённые русскому народу. После чего Ромм всполошился и бросился грудью на амбразуру, выпалив стандартную советско-интеллигентсткую тираду о том, как опасно русским давать собственное *подставь слово*. И студию решили не создавать от греха подальше, чем Ромм, судя по всему, очень гордился. А за Пырьевым закрепил почётное клеймо антисемита.

Притом сами евреи скрипя сердцем признают, что Пырьев-то немало для них делал, в том числе во время борьбы с космополитами, выручая товарищей. Он же, например, был инициатором киноальманаха «Совершенно серьёзно», под крылом которого собрал многообещающих комедийных режиссёров, чтобы обновить жанр. Как минимум трое из пяти (Рязанов, Трахтенберг, Змойро) были евреями. Двое, правда, оказались бездарностями, в чём, видимо, тоже виноват Пырьев. Впрочем, и крестьянина Леонида Гайдая, которого тот фактически спас от забвения, тоже всеми еврейскими силёнками пытаются затащить в свои (по отработанной схеме "у него кошерные имя/отчество/очки"). А вот Ваньку Пырьева не жалеют. Это вам не педофил Вуди Аллен (он же Аллан Конигсберг), тут преступление пострашнее.

русское, герои, кинолента, двойные стандарты

Previous post Next post
Up