Миллионер из трущоб / разбор полётов

Dec 31, 2009 16:21



Резметил кадры так, чтобы было видно где оператор попадает в золотое сечение.
Везде практически - снайпер.

___________________

В рецензиях многих зрителей, постоянно встречается точка зрения, что, мол, фильм пустой, здесь нет никакого второго дна, просто очередная обычная история. На самом деле не стоит обманываться кажущейся простотой. Эта история буквально напичкана, нашпигована до отказа символикой, ссылками, и многоэтажными смыслами.

В этом отношении, это не кино, это просто песня! Ну просто балдёж какой-то! Давно уже не встречалась настолько насыщенной смыслом картины.

Спокойно, сейчас все растолкую по-порядку. Хотя бы самое основное. Потому что если тут все разбирать, получится тетрадь текста страниц на 20. Итак, поехали:

Миллионер, конечно, имеется ввиду духовное богатство, а вовсе не деньги. Деньги тут вообще ни при чем, речь совсем не о них. Джамаль и в игру-то играл не ради выигрыша. Это кино о том, что история жизни даже самого никудышного человека имеет совершенно ясный духовный смысл. Не имеет значения, что ты ешь на обед - кусок мяса или простую лепешку - в независимости от этого твоя жизнь может стать признанным шедевром мирового искусства. Джамаль на самом деле отвечает не на вопросы игры, он отвечает на вопросы, которые задает ему сама жизнь.

Гениальность фильма в цельности и простоте. Каждая часть произведения несет в себе отпечаток целого, они вложены друг в друга как матрешки.

В начале - реприза - ванна денег которая повторится в конце, это известный прием. Этим как бы подчеркивается - телевикторина - это то место, где начала сходятся с концами, это судный день в судьбе двух братьев. Чтобы окунуться в ванну денег и остаться в живых, надо сначала окунуться в ванну с дерьмом, то есть смириться и всех простить, иначе незакаленная душа погибает. Джамаль окунулся и ничего, нормально, «ванну свалившихся миллионов» пережил. А брат, селяви. Это как в сказках когда Иван-дурак прыгал в ледяную воду, а потом в кипящее молоко, чтобы стать красавцем, а царь решил повторить, и прыгнуть сразу в молоко и сварился. Э, нет, так не выйдет. Сначала в дерьмо, пожалуйста.

Джамаль знает ответы на саму духовную сущность вопросов, поэтому и на их реальную формулировку он угадывает ответ, хотя, казалось бы, не знает его. Потому что он уже когда-то сумел правильно ответить «кто третий мушкетер - Латика», «кто любимый певец?», на вопрос «кто написал песню - «Явись Бог Кришна» правильно ответил Салим - ответ был такой - «свалить, а не богатеть на предательстве брата» - совершенно правильный был ответ. И так далее - все эти вопросы Джамаль давно прошел.



Игра - это краткая квинтэссенция жизни парней. Вообще, эти два парня - единое целое, когда убили их мать, матерью для них стала сама Индия, они символизируют индийский народ, две его неразрывные половинки - жажду власти-денег и жажду любви.

Что наша жизнь? - Игра. Джамаля постоянно пытают в жизни, его пытают и в игре - в частности издевки ведущего и пытки дознователя. Причем на допросе он не врет - ждет возможности найти любовь - терпит так же как и по жизни ради любви.

Надо, кстати, заметить, сама картинка обалденная. Каждый кадр можно вырезать, распечатывать, и смело вешать в рамке на стену. Камера часто наклоняется, чтобы подинамичнее было. Если получившаяся слева-направо диагональ идет вверх - то это значит, что сейчас подъем, позитив. Если падает вниз - то наоборот - неприятности.

При допросе, например, все снимается депрессивной диагональю. А когда затем следуют воспоминания из прошлого - все наклоняется в позитивную сторону. И так весь фильм, совершенно чётко в соответствии со смыслом происходящих событий. Если в кадре есть ключевой композиционный центр, то он расположен точно по золотому сечению. Ну просто можно с линейкой сидеть и вымерять - меткость оператора просто снайперская. Это учитывая то, что актер все время движется, и его надо ловить на ходу.

Но вернемся к сюжету. В Библии, например, вся история жизни израильского народа, есть одна большая метафора к пришествию Спасителя. Так часто бывает, что вся жизнь подводит человека к одному ключевому событию, так и здесь вся жизнь парней есть одна большая метафора к телеигре.

Следите внимательно за мыслью - в самом начале дети играют в мячик на взлетно-посадочной полосе - это их взлёт в жизнь. Джамаль ловит мяч, но пролетающий мимо самолет мешает ему. Мячик - это символ его счастья, которое он никак не может поймать. За ними гонится охрана, и два парня помогая друг другу бегают по кварталу - это символ их последующих путешествий по стране. Во время беготни парни упираются в машину с богачом - когда они вырастут, они упрутся в такого же богача. В итоге их спасает мать - это символ индийского народа благословившего Джамаля на победу в конце.

Ухо крупным планом в фильме символизирует прошлое - у Джамаля большие уши потому что он хорошо «слышит» воспоминания. Каждый раз, когда начинаются или заканчивается наплыв ностальгии, камера стабильно прилетает к одному из его больших ушей.



Вопросы:

1. Правильный ответ на первый вопрос - вопреки тому, что брат запер дверь стулом решиться пригнуть за артистом в туалет, чтобы найти свое счастье. Которое, к слову сказать, Салим затем и продаст. Это метафора будущих поисков Латики вопреки неверию брата чтобы Салим её затем, точно также «продал».

2. Национальная эмблема Индии - три льва - это три наших мушкетера. Лишь истина побеждает, побеждает лишь ложь, лишь гламур побеждает, побеждают лишь деньги - казалось бы, все знают ответ, но никто почему-то этому по жизни не следует. А Джамал не знает ответа, но следует истине. Ну просто гениально! Сама Индия (помощь зала) ему подсказывает правильный ответ. На самом деле Джамаль один из немногих, кто сумел в своей жизни правильно ответить на этот вопрос.

Ведущий говорит - спишем на везение. Возьми деньги и уйди, на следующий вопрос не ответишь:

3. Какой поэт написал «Явись бог Кришна»? Этот вопрос связан с эпизодом жизни где вопрос ставится несколько иначе - за деньги тебя сделают инвалидом, ты согласен или нет? - вот он вопрос. Сытая спокойная жизнь, но ты будешь инвалидом. Инвалидом, конечно, опять же не только и не столько физически, сколько в духовном смысле - неполноценным человеком отказавшимся от своего счастья. Принесешь ты себя в жертву деньгам, или нет? Это относится и к соблазну стать «большим человеком» пожертвовав своим братом, и к соблазну спокойно осесть где-нибудь, отказавшись от поисков Латики. Это и правда очень сложный вопрос. Но парни выбирают правильный ответ.

_________________

Фильм снизу до верху буквально нашпигован символами. Все показывают так быстро, что глаз просто не успевает это считывать, но за то это четко действует на подсознание.

Вот, например, эпизод, когда Джамал с Латикой остаются в отеле, а Салим идет в город:

Джамал встречается с любовью в то же время как Салим встречается со своей любовью - с властью и деньгами - в этот момент он идет к бандиту. Вот он идет - крупно плакат про бандитскую жизнь - это антураж для вступления в клан - приближается к зданию -движение справа-налево - задом-неперед означает моральное падение - подходит к бандитам, угрожает - появляется падающая диагональ - камера фиксирует лицо Салима в точке золотого сечения - появляется босс - опять крупно фоном бандитский плакат с пистолетом -.пистолет расположен таким образом, будто сам босс его держит - падающая диагональ - босс крутит ключами в воздухе - это ключи от новой жизни, Салим идет навстречу.

В это время Джамал разговаривает с Латикой о своем будущем. Латика играет тенями на стене - имеется ввиду то, что она играет тенями прошлого - воспоминаниями Джамала. Ты все забыл? Нет, говорит, я не на секунду не забывал - бла-бла-бла - Латика соглашается - крупно пальцы руки - символизируют, что осталось одно настоящее, теней больше нет. Неожиданно нависает новая тень из прошлого - Салим. Здесь, говорит, я номер один. Камера фиксирует крупно голову Салима между Джамалем и Латикой - он как бы становится между ними, разделяет их. Я, говорит, здесь приказы отдаю - падающая диагональ - Салим - здесь я номер один - захлопывается дверь - это означает то, что гордость закрывает двери и разделяет людей - опять падающая диагональ - Джамаль ломится в дверь - камера меняет угол на позитивный - как бы поддерживая стремление Джамаля бороться за свою любовь - появляется Салим с пистолетом - опять обратный угол камеры - пистолет упирается в лоб в точке золотого сечения. Угрозы, конец эпизода - крупно ухо как символ воспоминаний.



___________________

Весь фильм нарисован по золотому сечению. Если взять всю временную линейку фильма и разделить его в этом отношении, то мы увидим, что ключевой эпизод - встреча братьев на небоскребе. Это как бы вершина их жизни, кульминация отношений, вершина с которой они видят и свой район, и все свое прошлое.

Джамаль поднимается в лифте - камера фиксирует руку на решетке - это символ того, что подъём на финансовую вершину мира происходит в неволе. Салим на вершине играет в лапту, бьет по камешку. Ударил - камушек полетел - идет Джамаль, сейчас будет символически ловить этот камушек. Не забываем компоновать кадр, - крупно ухо - означает, что сейчас будет слушать прошлое - подходит справа. Затем крупно лицо - тоже неслучайно - это единственный центровой кадр в фильме - символизирует основной центр картины. В центре фильма происходит главная борьба. Джамаль разрывается между желанием убить Салима и любовью к нему. В итоге он выбирает прощение. Причем выбор этот происходит незаметно, об этом вообще не говорится, это как бы само-собой случается, но именно это самый главный ответ на самый главный вопрос с жизни.

В центре фильма тема прощения. Это и есть тот самый пойманный мячик, который Джамаль ловил с самого детства. Этот фактор формирует всю оставшуюся часть сценария - и жертву Салима, и выигрыш в телевикторину и все остальное.

В это кино вложено очень многое. Так можно разбирать все эпизоды.

Гениально! Абсолютно христианский фильм из индуистской Индии. Красота!
Next post
Up