Государь Икс

May 10, 2007 21:37

Закончились съёмки нового фильма «Государь», которым дебютировал в кино 32-летний петербургский режиссёр Андрей Либенсон, выпускник мастерской Леонида Менакера в бывшем ЛИКИ, ранее выступавший в качестве сценариста на ряде телесериалов, а также автор сценария ленты «Стритрейсеры» (скоро выйдет на экран). «Государь» появится в кинотеатрах не раньше осени, но поскольку мне довелось прочитать сценарий (даже дважды - и с неослабевающим интересом) ещё на подготовительной стадии, хотелось бы заранее поделиться некоторыми соображениями - тем более что жанр картины труден да и вообще мало разработан у нас в России, а в первых откликах на сообщения о съёмках уже можно было встретить необоснованные нападки на авторов.

Кстати, Либенсон неоднократно переписывал и отшлифовывал изначальный сценарий, который назывался «Тёмной рекой» и был сочинён Олегом Осиповым. Эта работа продолжалась вплоть до первого съёмочного дня - вероятно, и на площадке уточнялись многие детали, поскольку ряд сюжетных мотивировок и так называемый «финальный твист» (то есть неожиданный поворот событий, который практически невозможно предсказать) оставались, например, для меня не до конца прояснёнными. Точнее - хотелось более убедительного ответа не только на типичный вопрос детективов whodunit («кто это сделал?»), но и оправдания сногсшибательной развязки в захватывающей, а временами по-настоящему страшной (особенно в сценах в Петербурге) истории поиска жестокого маньяка, который расправляется с маленькими девочками.
Нынешние громкие случаи из реальной жизни будут наверняка влиять на восприятие фильма «Государь», который проще всего заподозрить в спекуляции на опасной и скользкой теме, а самих кинематографистов обозвать «растлителями душ», напрямую способствующими росту преступлений на сексуальной почве. Как будто бы Андрей Чикатило, печально знаменитый на весь мир советский маньяк, тоже насмотрелся вредоносных кинолент или начитался циничных детективов, где подробно и смачно живописались ужасы человеческого падения. Между прочим, у нас так и не было сказано ничего внятного по поводу «феномена Чикатило» - зато определённый вклад в его разгадку внесли канадцы и американцы, когда сняли картину под симптоматичным названием «Гражданин Икс». Там «судьба маньяка в СССР» довольно недвусмысленно увязана с образом бытования заурядного, тихого, неприметного обывателя, который проявлял свою дьявольскую сущность в свободное, так сказать, от добропорядочного существования время.
Вот и к достоинствам «Государя» следует отнести то, что непостижимое зло вырастает из повседневности, оно рядится в самые разные одежды, а на месте маньяка, убивающего малолетних, мы готовы видеть если не каждого, то многих из персонажей, один из которых вообще добровольно напрашивается в «государи», желая прославиться хотя бы методом от противного. Более того - в какой-то из моментов мелькает безумное предположение, что и одержимый следователь мог просто свихнуться на всём этом, словно раздвоиться и жить сразу в обеих реальностях, пытаясь поймать… себя же!
Некогда в школе нам твердили про тех русских интеллигентов в конце XIX и начале ХХ столетия, которых якобы «среда заела» - и они растеряли все свои надежды и иллюзии, погрязли в быте, опустились и постепенно деградировали. Сегодняшняя ситуация очередного слома веков, к тому же усугублённая сменой общественных формаций, поневоле провоцирует возникновение нестабильной, шаткой, текучей, поистине шизофренической атмосферы окружающей действительности. И в ней наши общие страхи как будто получают исключительную возможность для материализации в облике серийного детоубийцы (что гениально продемонстрировал ещё Фриц Ланг в фильме «М», чьё первоначальное название было шокирующе точным: «Убийцы среди нас»).
Читая сценарий «Государь», лишний раз убеждаешься в своём недавно оформившемся ощущении, что Россия второй половины 2000-х непостижимо похожа на Германию на рубеже 30-х годов. Если готовая лента подтвердит это (а снял её великолепный оператор Сергей Мачильский), то, наверно, станет ещё страшнее, нежели при просмотре очередного заокеанского «ужастика» про всё-таки условного маньяка из подростковых снов.
Previous post Next post
Up