May 30, 2012 15:54
Меня всегда изумляла крайняя непоследовательность в действиях советской власти, например, против евреев. С одной стороны, преследовали и гнобили - начиная с Троцкого, Каменева и Зиновьева и кончая Галичем. С другой стороны, Лазарь Каганович был одним из верных соратников Сталина, и даже метрополитен носил его имя. А замечательный кинорежиссёр Юлий Райзман мог стать шестикратным лауреатом Сталинской премии, однако в промежутке между получением этих двух наград вождя побывал в период борьбы с космополитизмом в ссылке... но всего лишь на Рижской киностудии вместо "Мосфильма"! Истинную гордость кинематографа составляли несколько десятков выдающихся евреев по происхождению, но во ВГИКе при приёме студентов всё-таки рассматривался пресловутый "пятый пункт" - и далеко не все талантливые абитуриенты попали в институт (или же им это удалось явно не с первого раза).
Меня вот лично почти 40 лет мучает собственная трусость (или расчётливость?), что при оформлении документов в отделе кадров ВГИКа уже после того, как произошло зачисление, я изменил отчество матери (своё еврейское имя она сама поменяла в паспорте несколькими годами ранее). И вроде как стал "чистым русским"!
Однако на первом же курсе опытный глаз преподавателя истории КПСС (если не ошибаюсь, его звали Петром Афанасьевичем Тишковым) сразу заприметил наличие во мне еврейства. И однокурсники поведали мне, что он расспрашивал кое-кого из них: не еврей ли Кудрявцев? А они отрицали это, поскольку и сами тоже не знали.