Поначалу я вроде как не собирался сегодня смотреть повторно моноспектакль "Наташина мечта" по пьесе Ярославы Пулинович, поставленный Шамилем Дыйканбаевым с Еленой Гориной в единственной роли, поскольку видел почти полтора года назад - и тогда написал о нём в журнале (
http://kinanet.livejournal.com/2046550.html). Но молодой кинорежиссёр, приглашённый мною на спектакль, не успел из-за занятости доехать до Центра имени Всеволода Мейерхольда, а вот составить компанию актрисе Эле Болговой, которую я тоже позвал на "Наташину мечту", счёл за несомненное удовольствие.
К тому же оказалось, что всё это пригодилось мне нынче, чтобы точнее сформулировать возникший ещё днём в одном из моих комментариев в ЖЖ тезис о непременном выходе от быта к бытию, что как раз и делает кино истинным (однако следует отнести данное соображение к любому виду искусства, если оно является подлинным, настоящим). Надо только добавить, что преодоление рамок обычного бытописательства, художественное обобщение подробностей повседневной жизни и раскрытие философской основы вполне узнаваемой и даже поднадоевшей нам действительности может совершаться и по линии обнаружения внутреннего света, незримой поэтичности и одухотворённости всего сущего, пусть оно кажется порою мрачным, неприглядным, угнетающим по деталям и обстоятельствам происходящего, но таит глубоко в себе неизъяснимую тонкость переживаемых чувств, неудержимый полёт мечты, способной скрасить мерзости нашего унылого бытования в этом мире.
Спектакль "Наташина мечта" лишний раз убедил меня в том, что для искусства нет ничего мелкого, грубого, беспросветного и скучного в окружающей реальности, если это озарено светом сочувствия и искренней любви к тем, о ком рассказывается, если выходишь после увиденного в хорошем расположении духа и словно очистившимся от всей скверны. Только если есть мечта...
Остаётся лишь пожалеть, что в очень маленьком Чёрном зале (и уж как это название помещения не соответствует данному спектаклю!) Центра имени Мейерхольда было совсем ничтожное количество зрителей - а вот на какую-нибудь бесовщину-матерщину ломятся так, что стулья ломают! Всё-таки сходите на "Наташину мечту" - не пожалеете. Вернее, с трепетностью в голосе пожалеете её героиню, как это сделала после спектакля Эля Болгова. Я с ней не мог не согласиться.