Был на днях в гостях у Софии Вишневской, чью книгу "Антре" я рекламирую у себя в журнале (напоминаю, что желающие могут приобрести лично у меня за 650 рублей или получить по пересылке за 730 рублей), и имел возможность ознакомиться с редкой коллекцией, описанной в названном издании. Видел ту призовую статуэтку, которую вручили ей после подведения итогов ежегодной литературной премии "НОС", основанной благотворительным Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Голосование в Интернете проходило с сентября 2010-го по январь 2011-го. И "Антре", получив 1034 голоса, удостоилась приза читательских симпатий НОС-2010. Вдобавок автору была вручена денежная сумма в размере 200 тысяч рублей. Весомый подарок!
Вот некоторые из отзывов читателей.
"Тонкая, нежная, изящная, пастельных тонов книга, при чтении которой достигается уже почти забытое на кормах современной литературы ощущение, когда душа одновременно отдыхает и работает. Одухотворенные фигурки оказываются объёмным и многогранным зеркалом жизни не только автора, но и всех нас, преломляющим эту жизнь по-доброму и чуть грустно, а главное - светло. И - как же мы изголодались по такому плавному, спокойному, полнокровному русскому языку..." (Елена Березович, Уральский государственный университет).
"Замечательная книга. Необычная по форме, уникальная по содержанию, тонкая и многоплановая по исполнению. Читал с большим интересом и на одном дыхании. Это не просто "история одной коллекции". Книга явно перерастает очерченные автором рамки. Это - размышления о жизни, о людях, о прошедшей перед нашими глазами эпохе. Это - картинка "знакомого до слёз" нам времени. Это - свидетельство человека способного за деталями видеть целое, способного обобщать события, представляющиеся нам разрозненными фактами. Это - своеобразная зарисовка времени и даже мира, частью которого мы были и который безвозвратно уходит. Уходит вместе с нами. Коллекция послужила лишь поводом, исходным пунктом, канвой или, если хотите - просто приглашением в своеобразный, постепенно раскрывающийся и увлекающий за собой мир. Увидеть знакомый вам мир глазами другого человека - захватывающее путешествие. Если вы всё ещё его не совершили - перед вами приглашение. Вы на пороге необычайного открытия знакомого вам мира. Знакомого до слёз. Возможно - до слёз сквозь улыбку, как это принято думать о клоунах..." (Олег Гоцкозик, Стокгольм).
"Вот книга, которую можно показывать как образец гармонии автора и художника. Если просмотреть её по диагонали, то это прекрасно иллюстрированный рассказ, написанный трепетным коллекционером о своём собрании. Но если эту книгу прочесть, то понимаешь, о чём она. И тогда можно оценить по достоинству работу художника Валерия Разина. София Вишневская пишет о своей коллекции и о своей жизни. Только это гораздо больше, чем рассказ, как добыт тот или иной клоун, в чём его достоинства и кого он изображает. Писатель не доказывает, что он в теме (это и так ясно), а старается скорее развлечь нас, оберегая от подробностей, интересных одним коллекционерам. И при этом сообщает массу нового. Когда автор использует личные воспоминания, и знает куда больше, чем написал, текст неизбежно получается прелестный. Но и это ещё не всё. Получилась книга о страсти. Пронизывающая всю жизнь страсть, принявшая облик инстинкта коллекционера. История пришествия этой страсти, её роста, её плодов. Коллекция - не отражение биографии автора, и даже не отражение его личности. Это плод страсти, которая входит в человека неизвестно откуда, и вместе с коллекцией переживает его. Собрания хрупких вещей увековечивают не столько нас или память о нас, но скорее саму страсть, которая живёт в людях, пока они ходят по земле. Вот в чём загадка коллекций, вот почему стоит о них писать и читать. Здесь мы сталкиваемся с явлением, невыразимым одними словами. И без объяснений понимает художник Валерий Разин. Он принял особый авторский ритм, когда собственные реплики перебиваются умными цитатами к месту, усиливая эмоцию. Вы даже не замечаете, насколько фотографии резонируют с цитатами и текстом, рождая новый, объединённый образ. Каждый день видишь, как иллюстраторы спасают посредственные тексты. Но взять современную книгу, да ещё умную, где в тексте не только слова, и усилить её - это надо быть настоящим художником. Такие книги сейчас редкость, да и создатели их тоже" (Михаил Шифрин, выпускающий редактор, издательство «Вокруг света»).