Безгерои безгеройного времени

Nov 29, 2010 16:17

Сорок лет назад Майя Туровская написала книгу "Герои "безгеройного времени"", где речь шла, в основном, о неканонических жанрах массовой культуры Запада, в которой супергероями оказываются такие персонажи, как, например, Джеймс Бонд. А, допустим, вечно комплексующие и во всём сомневающиеся герои Микеланджело Антониони разве могут быть теми, кому захочется подражать и кем нельзя не восхищаться?! Однако они поневоле были выразителями своего времени, являясь как бы "безгероями". И всё-таки талант режиссёра позволял ему вместе с исполнителями оживлять эти бесплотные тени и порою даже вызывать сочувствие по отношению к растерянным людям, продолжающим своё существование посреди бесприютного и какого-то постороннего для них мира.
Смотря же многие современные российские фильмы, вполне неплохие по замыслу, но почему-то аморфные, заторможенные, мертвенные по воплощению, трудно отделаться от ощущения, что вместо живых и полнокровных персонажей имеешь дело с призраками, неуловимыми сущностями, ходячими функциями, придуманными схемами. И прежде всего это проявляется в том, что авторы жертвуют героями в пользу концепции, ценят фон важнее человека, который у них не только не выведен на первый план, а пребывает где-то с краю кадра, движется бочком-бочком, пока не исчезает вообще из поля зрения, что даже лучше, нежели его дальнейшее присутствие на экране в качестве своеобразного антуража.
Особенно знаменательно, что в игровое кино двинули мощной волной документалисты, которые хоть и продолжают воспроизводить окружающую среду так, как она есть, но делают это менее естественно и с видимым усилием, подчас натужно, нежели в своих прежних зарисовках с натуры, а вот с сюжетом и действием совладать не могут, теряют логику и чёткость повествования, путаются и запинаются, сбиваются на велеречивость или косноязычие, тем более не умеют психологически убедительно и мастерски по всем нюансам работать с актёрами. И в итоге получается довольно унылое и, увы, безжизненное зрелище, которое можно разглядывать, как картинки, иногда невероятно красивые, а в других случаях - предельно реалистические, вызывающие у кого-то оторопь и страх. Но дыхания уже не чувствуешь! И если поднести зеркало к такому фильму - оно не покроется лёгкой тёплой дымкой... 
Previous post Next post
Up