Sep 02, 2010 16:09
Литовский режиссёр Гитис Лукшас и раньше не был чужд стилизаторских поисков - пусть на примере западноевропейской литературы или исторических повествований. Впрочем, и события его последнего фильма "Омут", созданного по роману Ромуальдаса Гранаускаса (в начале 80-х Лукшас снял по его сценарию ленту "Лето кончается осенью", которая отчасти перекликается с новой картиной), происходят как бы в далёком для нынешней Литвы прошлом, совсем в другой стране под названием СССР (кстати, одно из рабочих названий было "Совок"), где-то с конца 50-х до середины 60-х годов. Это никак не обозначено специально, но мы можем догадываться по всё-таки достоверно воспроизведённой среде (тем более, что бюджет фильма был явно незначительным - лишь 700 тыс. евро), что литовский парень по имени Юозас, отправившийся после армии из родной деревни в портовый город Клайпеду, где он стал работать шофёром и жить в общежитии, является узнаваемым типом молодого героя "кинематографа шестидесятых". Из ближайших аналогий вспоминается, в частности, лента "Четыре страницы одной молодой жизни" Резо Эсадзе по сценарию Веры Пановой - пожалуй, недооценённая в момент своего появления на экране летом 1967 года.
Юзек, как его называют русскоязычные друзья (между прочим, очень интересно в "Омуте" сочетание литовской и русской речи, когда персонажи могут общаться друг с другом, но каждый - на своём языке), является таким же идеалистом и добросердечным человеком, безгранично верящим всем встречным-поперечным, как и шофёр Саша Агафонов из картины Эсадзе. И вообще столь искреннее и открытое по чувствам кино давно не делают и в России, забыв о лучших традициях советской кинематографической школы. А к тому же "Омут" великолепно снят в чёрно-белой стилистике оператором Викторасом Радзявичюсом (кстати, и фильм в целом, и операторская работа были отмечены наградами на фестивале "Чёрные ночи" в Таллинне). Поэтому хочется поставить чуть завышенную оценку 6,5 из 10 - в благодарность за то, что хотя бы литовцы напомнили о советском кино 60-х годов.