Apr 30, 2008 11:15
«ЗАПРЕТНОЕ ЦАРСТВО» (The Forbidden Kingdom)
США. 2008. 113 минут.
Режиссёр Роб Минкофф (Rob Minkoff)
Автор сценария Джон Фуско (John Fusco)
Оператор Питер Пау (Peter Pau)
Главный художник Билл Бжески (Bill Brzeski)
Художник Эрик Лам (Eric Lam)
Композитор Дэвид Бакли (David Buckley)
В ролях: Джеки Чан (Jackie Chan), Джет Ли (Jet Li), Майкл Ангарано (Michael Angarano), Лю Ифэй, Коллин Чоу (Collin Chou), Ван Дешюнь, Лю Сяоли, Морган Бенуа (Morgan Benoit), Джек Розобик (Jack Rosobiec), Алексис Бриджес (Alexis Bridges)
Кассовые сборы - $39 млн. за 11 дней (прогноз - $70 млн.)
Оценка - 6 (из 10)
Историко-приключенческая фантазия с восточными единоборствами
Этот американский приключенческий фильм, снятый по мотивам китайского эпического сказания «Путешествие на запад», которое считается одним из четырёх классических произведений литературы Китая, обошёлся при производстве в солидную сумму - 70 млн. долларов. Однако всего за два уик-энда он собрал в прокате США свыше $38 млн., а на финише вполне может достигнуть результата, равного собственному бюджету. Кроме того, «Запретное царство» должно пользоваться успехом в других странах мира, поскольку представляет различные мифы и верования из богатой на события многовековой истории Китая как бы с точки зрения современных подростков с Запада, конкретно - обычного парня Джейсона Трипитакаса из Южного Бостона.
Оказавшись в лавке старого китайца, он случайно перенёсся в иную реальность, где обязан выполнить миссию по освобождению с помощью волшебного копья так называемого Короля обезьян, превращённого в каменную статую злым военачальником, который посмел 500 лет назад ослушаться приказа Нефритового императора и практически присвоил себе единоличное право распоряжаться судьбами и жизнями всех, кто пребывает в Запретном царстве. Джейсон встречает на своём пути пьяного мастера кунфу и даосиста Лу Яня, девушку-сиротку по прозвищу Золотой Воробей и бессловесного монаха, которые тоже способствуют тому, чтобы избавить Короля обезьян от проклятых чар и позволить юному американцу вернуться в привычный мир, где он, впрочем, должен стать уже другим, чем прежде.
Как не трудно догадаться даже по изложению сюжета (хотя сценарий переписывался пять раз, причём это продолжали делать уже во время съёмок), сценарист Джон Фуско постарался учесть несколько проверенных повествовательных ходов, которые принесли удачу таким разным фильмам, как «Гремлины» Джо Данте, «Парень-каратист» Джо Эвилдсена и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Ан Ли. Но значимо и то, что впервые встретились на экране легендарный Джеки Чан и тоже перебравшийся в Голливуд другой гонконгский ас восточных единоборств - Джет Ли, который ещё участвовал в прославленном «Герое» Чжан Имоу, являвшемся словно ответом кинематографистов из континентального Китая на критикуемую ими за уступку западным вкусам упомянутую ленту Ан Ли.
Хотя «Запретное царство» может вызвать куда больше претензий со стороны восточных поклонников жанра «уся», потому что является типичной исторической фантазией в голливудском духе, к которой к тому же добавлены подростковая криминальная драма (юному Джейсону приходится столкнуться с городскими хулиганами, третирующими всех, кто из числа белых появляется в местном Чайнатауне) и фантастический мотив о перемещении во времени. А это, кстати, использовалось в целом ряде американских молодёжных комедий - от трилогии «Назад в будущее» до двух серий «Билла и Теда».
Конечно, и картине режиссёра Роба Минкоффа (он поначалу приобрёл популярность в анимации, став одним из создателей «Короля-льва», а потом снял на стыке компьютерно-рисованного и игрового кино две серии «Стюарта Литтла») свойственна беспечность и «незаморачиваемость» в том, как преподносится на экране минувшая эпоха и насколько тактично интерпретируются правила и условности совсем иного способа существования людей. Тут авторы «Запретного царства» не делают никаких открытий, но благодаря своеобразному заигрыванию с юной аудиторией этот фильм как раз и вызвал интерес в США, чего, допустим, не случилось с «Касанием» (в нашем прокате - «Искатели приключений»), где оскаровский лауреат Питер Пау, оператор «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», решил выступить в качестве постановщика, а теперь вновь вернулся к своей прежней профессии, сняв «Запретное царство».
Намного необычнее даже не то, что Джеки Чан впервые в собственной карьере в Голливуде не занимался своеобразной хореографией сцен поединков, которых, между прочим, немало в данной ленте, а был приглашён известный гонконгский специалист Юэнь Вупин, прославившийся благодаря постановке боёв в таких американских фильмах, как «Матрица» и «Убить Билла». Но именно он сотрудничал ещё 30 лет назад с Джеки Чаном на первых «комедиях кунфу» - «Змея в тени орла» и «Пьяный мастер», а в начале 90-х годов помогал Джету Ли в становлении образа нового героя восточных единоборств по имени Вон Фэйхун (за пределами Гонконга цикл картин о нём получил название «Однажды в Китае»).
И немаловажно, что как раз Джет Ли потом сыграл главного героя по прозвищу Безымянный в ленте «Герой», который должен устранить императора из династии Цинь, однако сталкивается с проблемой выбора между жизнью и смертью, задумывается о праве одного человека определять судьбу другого, тем более - властителя народов, имеющего собственное предназначение. А в «Запретном царстве», наряду с привычной для себя ролью очередного бойца, который обязан вступить в отчаянную схватку с несправедливостью «поднебесного масштаба», этот актёр попробовал проявить ещё и комические краски в трактовке образа Короля обезьян, рисуя его на экране с лёгким подтруниванием, чуть насмешливо. Что, кстати, может напомнить ранние работы Джеки Чана.
Обнаруживается весьма знаменательная связь между прошлым и настоящим в том направлении кинематографа, что по-английски именуется martial arts. И дополнительно «Запретное царство» оказалось следующим периодом в творчестве Джеки Чана, чья фильмография уже приближается к сотне названий. Понятно, что он должен был рано или поздно перейти на возрастные роли - особенно после того, как в реальной жизни преодолел пятидесятилетний рубеж. Однако лукавство и определённая смелость исполнителя заключаются в том, что сыграв в «Запретном царстве» сразу двух персонажей (причём второй почти неузнаваем!), Джеки Чан в очередной раз доказал свою способность меняться и делать это с неизменным юмором. Когда-то он был на экране учеником пьяного мастера, овладевая этими необычными приёмами ведения сражений без какого-либо оружия, лишь с помощью рук и ног, со странной пластикой тела. А теперь сам учит новичка, к тому же - иностранца, явившегося из чуждой реальности будущего, и ещё не устаёт прикладываться к кувшину с вином, всегда держа его при себе. Но и ряд иных иронических деталей отсылает к началу кинематографической карьеры этого гонконгского актёра, сумевшего найти собственное место «под солнцем Брюса Ли» и прославиться на весь мир в более комическом амплуа мастера кунфу.