Начала выкладывать на "Лампаду" новую работу Романа Нуриева: "Святоотеческое предание об образе пощения. Апология исконной и критика современной практики". Уже доступны
Содержание и Введение этой работы, а также
первая глава, посвященная развитию постной практики от ветхозаветной к раннехристианской.
"Настоящая работа имѣетъ своей цѣлью дать
(
Read more... )
с т.зр. исторической очень наивно (переписывает какие-то допотопные исследования и откровенную макулатуру), но интуитивно, мне кажется, верно. действительно, всё дело именно в неядении, и это можно понять даже и помимо корректного исторического анализа.
но с т.зр. религиозной там забыт еще один аспект: зачем пост (в настоящем смысле этого слова) большинству номинально верующих людей эпохи массового христианства? ведь их жизнь никак не может быть подчинена религиозным целям, а им дается такое мощное психотропное средство, как пост. хорошо, что большинство его просто отвергнут. а ведь остальных поглючит. поэтому "неправильная" практика пощения -- это вполне правильный способ уйти от настоящих постов, сохраняя видимость христианства как массовой религии.
при попытках построить свою жизнь на основании христианства пост, конечно, необходим в нормальном смысле слова.
хороший способ для его насаждения -- неукоснительное служение преждеосвященных литургий, когда только они бывают положены (и всегда, разумеется, вечером). а также служение вечером на Благовещение, и, если не вечером, то хотя бы днем -- на Вел. Чт. и Вел. Сб.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати, совѣтуете ли Вы своимъ пасомымъ поститься правильно? Что Вы сдѣлали бы, если бы встрѣтили необоснованное нежеланїе поститься? Я самъ касаюсь только теорїи, конечно, но не конкретнаго измѣненїя современной практики, что есть дѣло пастырское.
Reply
в разных отдаленных восточных углах вроде Эфиопии она не так сильно менялась (правда, надо понимать, что на востоке вообще едят меньше, особенно бедные).
у меня очень разные "пасомые". им нельзя советовать одно и то же. приходится советовать разным людям прямо противоположное. но, по кр. мере, я всегда разъясняю, как именно нужно поститься по уставу. некоторые вполне простые люди, причем, тяжело работающие, у нас постятся так строго, как я никогда в жизни не мог, даже по молодости.
но я считаю очень важным, чтобы человек не симулировал в своей жизни религиозную мотивацию, покуда у него таковой нет. или не симулировал ее приоритетность, покуда она не приоритетна. а тогда серьезные посты неполезны. поэтому при численности нашего прихода более 100 человек постоянно посещают преждеосвященные литургии только ок. 30.
еще я всегда советую не начинать поститься сразу по уставу. тем, кто не постился раньше вообще никогда -- начать с воздержания от мясного-молочного, но, скажем, есть рыбу весь пост. на следующий год -- поститься без рыбы. и так постепенно до сухоядения. это помогает сбить ступор перед постом, который есть очень у многих, а другой части новоначальных прихожан это помогает не переклиниться слишком сильно и слишком сразу ))
Reply
Reply
хотя тут могут быть какие-то поблажки для больных.
Reply
Reply
Знаете что я Вам скажу? Современная практика освящена подвигом Новомучеников. Кто служил так, как Вы пишете? Свт.Игнатий, или Феофан Затворник, или Серафим Саровский? Они так служили? Вечером литургию?
Reply
или они велели, что необходимо им подражать во всех их отступлениях от типикона?
если да, то хорошо бы цитату.
Reply
Но не надо свое мнение навязывать всей Церкви.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment