ПОКОЛЕНИЕ NEXT И ХРИСТИАНСТВО - КТО КОГО?
Во всем мире происходит процесс глобализации - новой версии общемирового социально-экономического и идейно-политического переустройства. Для осуществления этой цели происходит передел границ, размывается понятие государственности как явления, несовместимого с объединением мирового пространства. В этих условиях крайне нелегко приходится и традиционным религиям, в практику которых властно проникают разного рода упрощенческие и объединительные новации.
Политический глобализм в современной религиозной жизни имеет свое название и практику - экуменизм, а именно: слияние всех религий воедино. В связи с этим приветствуется всякого рода реформация, изменение, упрощение и модернизация существующей догматики и богослужения. Их конечная цель - свести на нет все своеобразие и специфику религий, выявить и гипертрофировать их общие стороны, сделать все без исключения вероучения единым и безликим религиозным целым.
Наиболее ярко эти процессы проявили себя в протестантизме и католицизме. Протестанты, а до них - католики взяли за главный принцип своей деятельности в современном многополярном мире идти ему навстречу, широко открываться для него и тем самым привлекать неготовых людей к восприятию Евангелия. Казалось бы, все правильно. Не надо быть интровертным, надо давать как можно больше любви людям, больше терпимости к ним, больше свободы для их прихода к вере. На деле же получилось совершенно обратное: католичество, а потом и протестантизм шагнули навстречу миру и… практически растворились в нем. Они опустили христианство до мирского уровня, и в результате христианство стало неотделимым от мира. В этом - страшная трагедия современного западного христианства, его сребреник в общие глобализационные процессы. Число верующих католиков и протестантов на Западе в силу духовного обмирщения христианства стремительно сокращается. Из-за опрощенческих тенденций Христос сегодня уравнивается с общим пантеоном богов и известных людей - с Буддой, с Конфуцием, с Лао-цзы, с философами, политиками, писателями, актерами, и так далее. Уникальность христианства, заключенная в личности Богочеловека Христа и Его великой Жертве на Голгофе ради нашего всеобщего спасения, в Европе уже никак не звучит.
Православие, как самая древняя и цельная христианская концессия, не извращенная ни временем, ни людьми, стоит на противоположном принципе - вести людей за собой, поднимать их уровень до евангельской планки. Православие требует от человека не расслабления, а усилия. Как говорят Святые Отцы: «Отдай кровь и прими дух». Основа христианства - борьба с собой не на жизнь а на смерть, борьба с грехом, со всем тем, что убивает, корежит и уродует человеческую личность. В Евангелии также сказано, что «Царство Небесное берется силою». Силою, а не потаканием страстям.
Сегодня в Православии есть священнослужители, которые идут по пути, проложенному западными конфессиями. Они опрощают христианство и занижают его высоту - да порой так сильно, что в их миссионерстве почти не остается места Евангелию и Христу. Говорить о Страшном Суде для них - несовременно, о Царстве Небесном - неактуально, о грехах - некультурно, о молитве и посте - неперспективно и так далее. В результате один батюшка, бывший борец, открыл клуб не то кунг-фуистов, не то дзюдаистов - и сам лично, как свирепый тибетский гуру, проворно скачет по матам и с криком «кий-й-я!» наносит молотящие удары гранитной ногой по условному (пока) противнику в виде обмякшей груши (а мог бы взять для этой цели тренера…). При этом он утверждает, что православные должны уметь защищаться. Все правильно говорит, только вот зачем самому-то кимоно или треники при этом надевать? Разве у священника не хватает других, священнических дел? Тогда будь тренером и сними наперсный крест.
Мне в ответ скажут - понимаете ли, сейчас дефицит людей. Понимаю. Но поймите и вы меня. Сказано: имейте веру хоть с зерно горчичное - и будете не только людей для Бога обретать, но и горы переставлять. Вот так. Или Евангелие для вас - сказка, а единственная наадреналиненная реальность - это железный кулак и У.Е.? Но Бог не в силе, а в правде. А правда такова, что Господь требует Себе всю нашу душу, а не ее половинку с четвертинкой. Горите, батюшка, в вере - загорятся и другие. И, глядишь, сила молитвы именно Вас и Ваших пасомых сокрушит крылатые ракеты и систему «Град» гораздо действенней, чем все замысловатые приемы типа «орлиного когтя». Или это все опять байки? Что ж, тогда и впрямь - наращивайте «грудак», квадраты на прессняке, крепите стальные икры и отжимайтесь до упада. А молитва - для слабых и больных, не так ли? Ай-яй-яй…
То же - байкеры. Их принципиальная психология - вызов, нарушение закона, демонстрации силы, наведение ужаса, шум, грохот, запредельные скорости и адреналин. Это форма агрессивного самоутверждения, грубый подцензурный сленг, свобода секса. Отними о них все это - и байкеризм рассыплется как карточный домик. Но есть священник, который окормляет и их. Он в прошлом - тоже байкер и сохранил в душе ностальгию по прошлому. Чего он хочет - смягчить их нравы? Но тогда они будут не байкерами, а просто - хорошими парнями, катающимися парами или раздельно. Как говорится, в выходные - на дачу и обратно. Но согласятся ли с этим сами байкеры? Насколько известно, они об этом даже и не помышляют. И получается какая-то размытая половинчатость. На этой волне ведь можно и в казино, и в публичный дом пойти Только вот в отличие от древних подвижников веры, которые ходили в притоны и открыто проповедовали там Христа - и преображали своей нравственной высотой и чистотой падших женщин, некоторые нынешние миссионеры, боюсь, могут либо там остаться (чтобы «лучше» познать противника, то есть грех для «борьбы» с ним…), либо вещать оттуда что-то крайне неразборчивое, неубедительное и насквозь фальшивое. Вот, наверное, где собака зарыта. Просто подобные миссионеры так и не освободились от собственных страстей, но по-прежнему услаждаются ими и ни о какой борьбе с собой и своими грехами себе голову не морочат. И именно поэтому никого по-настоящему к этому не призывают и призвать не могут. Но с байкерами, как говорится, есть еще хоть какое-то поле деятельности. Может, они и вправду откажутся когда-нибудь от своих пристрастий, кто знает. Только вот прогибаться особо перед ними все-таки не надо. И уж тем более - уподобляться. Не надо, образно говоря, чтобы батюшка ехал куда-то в необозримую дпль, грохоча и стреляя выхлопами, с банданой, заклепками, кофрами и развевающейся рясой впереди всей татуированной братвы. Поверьте, это будет духовный паноптикум, кусок кошмара, вожделенный эксклюзив для желтой прессы.
Однако совсем уж проблематично в этом плане выглядит работа с фанатами и профессионалами от рока. Рок и христианство базируются на несовместимых принципах. Грохот, бешеный ритм и дикие децибелы находятся в антагонизме с тишиной и сосредоточенностью христианской молитвы, на которой зиждется православие. Как сказано в Третьей книге Царств, Господь - не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра. (3 Цар., 19, 11- 12).
Нерв, сердцевина, смысл и содержание рока - агрессивный ритм шамано-африканского образца. Именно этот особый ритм порождает в моторике и психике адепта сексуально-деструктивную волну, где до сатанизма - один шаг. Походите на дискотеки, послушайте тот же Пинк Флойд - это вселенская тоска, камень на груди, беспросветный духовный мрак и невыносимая душевная тяжесть. Скажете, рок - протест? Да. Но против чего? Изначально и по нарастающей - исключительно против «ханжеской морали» христианства. Ну ведь так, не правда ли? Рок в Европе начинался именно с этого заказного протеста и потом последовательно раскрыл свои извращенческие сатанинские глубины. Взгляните на наркотические бесполо-глумливые лица заядлых рокеров - и вам станет все ясно. Какое тут христианство? Мы - не дети…
Уверенность одного из приверженцев «христианского рока» отца Сергия Рыбко (в прошлом - рокера) в том, что он, рок, сам по себе не так уж плох и что он, батюшка, каким-то образом «христианизируя» его, делает благое дело, связана только с одним - мы, христиане России, от пятидесятилетнего возраста и ниже, стали священниками в отрыве от христианской традиции, которая уничтожалась в обществе под корень более ста лет. Этот разрыв и предопределил нынешние настроения отдельных «продвинутых» священнослужителей (байкеристов, ушу-истов, рокеристов и т.д.), которые, не имея духовного опыта предшествующих поколений (а только лишь опыт своей прежней профессии), начинают ответственнейшее служение в сане практически с духовного нуля. Получив богословское образование лишь в теории, без всякой серьезной практики молитвенного делания, основываясь на своих прежних мирских навыках, они подчас по-хлестаковски, «с легкостью необыкновенной» пересматривают вековечные принципы христианства и волюнтаристски перечеркивают их «ради спасения погибающих». А в результате - никого такие «миссионеры» не спасают, но, опуская веру до уровня толпы, профанируют ее, ужимают и выхолащивают до неузнаваемости. Типичный вариант рок-оперы «Иисус Христос-Суперзвезда». Христос? Христос. Но какой? Не Богочеловек, а просто человек. Добрый и хорошо поющий. Чувствуете разницу? Говорят - пока хоть такой… И принимают Его именно «таким» вот уже больше тридцати лет - и больше ничего не хотят. Извечно искусительный суррогатный принцип - попроще, помягче да послаще. А вы пробовали переводить эту оперу на русский язык? Слащаво-музыкальная зарифмованная ересь а ля Скорцезе:
I don't know how to take this
I don't see why he moves me
He's a man he's just a man
And I've had so many men before
In very many ways
He's just one more…
(из арии Марии Магдалины, поющей о Христе)
И псевдо-христиане млеют… Ах-ах-ах!...
Однако даже в католическом и протестантском мире, который несколько последних десятилетий шел по вышеозначенному пути «приближения христианства к миру» (в то время как православие поднимает мир до себя) и при этом катастрофически уменьшался в численности, сейчас приходят к выводу о том, что заигрывание христиан с радикальной молодежью не привело их ни к чему путному. Не один и не два миссионера, встав на такой путь опрощения, в конце концов, сами убыли из христианства насовсем: кто - к крутым байкерам, кто - к безбашенным рокерам. Однако многие из «зависших» между небом и землей западных евангелизаторов, равно как и их паства, ищут сегодня выход именно в строгой ясности традиционного православия.
Полагаю, что именно такой путь и следует предлагать нашей молодежи. Но для этого миссионеру нужно быть не половинчатым, не духовно бесполым «маней-ваней», не «нашим и вашим», не «мастером бесконечных компромиссов», а личностью во Христе, цельным верующим человеком, каждое слово которого, пусть и самое простое - на вес золота и воспринимается людьми как руководство к действию. И пока этого не будет, мы, христиане, продолжим сдавать позиции и сливаться с миром, казуистически оправдываясь и приближая своей личной равнодушной всеядностью эпоху глобализма с его микрочипами, эклектикой и новой универсальной идеологией, которая освятит грех и объявит его нормой.
Вольно или невольно, но некоторые модернистские тенденции в православной среде тоже льют воду на глобалистские мельницы.
Простите за расхожий штамп.
Протоиерей Михаил ХОДАНОВ,
главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель
отсюда