без компромиссов

Nov 27, 2008 15:15


ПОКОЛЕНИЕ NEXT И ХРИСТИАНСТВО - КТО КОГО?

Во всем мире происходит процесс глобализации - новой версии общемирового социально-экономического и идейно-политического переустройства. Для осуществления этой цели происходит передел границ, размывается понятие государственности как явления, несовместимого с объединением мирового пространства. В этих условиях крайне нелегко приходится и традиционным религиям, в практику которых властно проникают разного рода упрощенческие и объединительные новации.

Политический глобализм в современной религиозной жизни имеет свое название и практику - экуменизм, а именно: слияние всех религий воедино.  В связи с этим приветствуется всякого рода реформация, изменение, упрощение и  модернизация существующей догматики и богослужения. Их конечная  цель - свести  на нет все своеобразие и специфику религий, выявить и гипертрофировать их общие стороны, сделать все без исключения вероучения единым и безликим религиозным  целым.

Наиболее ярко эти процессы проявили себя в протестантизме и католицизме. Протестанты, а до них - католики взяли за главный принцип своей деятельности в современном многополярном мире идти ему навстречу, широко открываться для него и тем самым привлекать неготовых людей к восприятию Евангелия. Казалось бы, все правильно. Не надо быть интровертным, надо  давать как можно больше любви людям, больше терпимости к ним, больше   свободы для их прихода к вере. На деле же получилось совершенно обратное: католичество, а потом и протестантизм шагнули навстречу миру и… практически растворились в нем. Они опустили христианство до мирского уровня, и в результате христианство стало неотделимым от мира. В этом - страшная трагедия современного западного христианства, его сребреник в общие глобализационные процессы. Число верующих католиков и протестантов на Западе в силу духовного обмирщения христианства стремительно сокращается. Из-за опрощенческих тенденций Христос сегодня уравнивается с общим пантеоном богов и известных людей - с Буддой, с Конфуцием, с Лао-цзы,  с философами, политиками, писателями, актерами, и так далее. Уникальность христианства, заключенная в личности Богочеловека Христа и Его великой Жертве на Голгофе ради нашего всеобщего спасения, в Европе уже никак не звучит.

Православие, как самая древняя и цельная христианская концессия, не извращенная ни временем, ни людьми, стоит на противоположном принципе - вести людей за собой, поднимать их уровень до евангельской планки. Православие требует от  человека не  расслабления, а усилия. Как говорят Святые Отцы: «Отдай кровь и прими дух». Основа христианства - борьба с собой не на жизнь а на смерть, борьба с грехом, со всем тем, что убивает, корежит и уродует человеческую личность.  В Евангелии  также сказано, что «Царство Небесное берется силою». Силою, а не потаканием страстям.

Сегодня в Православии есть священнослужители, которые идут по пути, проложенному западными конфессиями. Они опрощают христианство и занижают его высоту - да порой так сильно, что в их миссионерстве почти не остается места Евангелию и Христу. Говорить о Страшном Суде для них - несовременно, о Царстве Небесном - неактуально, о грехах - некультурно, о молитве и посте - неперспективно и так далее. В результате один батюшка, бывший борец, открыл клуб не то кунг-фуистов, не то дзюдаистов -  и сам лично, как  свирепый тибетский гуру, проворно скачет по матам и с криком «кий-й-я!» наносит молотящие удары гранитной ногой по условному (пока) противнику в виде обмякшей груши (а мог бы взять для этой цели тренера…). При этом он утверждает, что православные должны уметь защищаться. Все правильно говорит, только вот зачем самому-то кимоно или треники при этом надевать? Разве у священника не хватает других, священнических дел?  Тогда  будь тренером и сними наперсный крест.

         Мне в ответ скажут - понимаете ли, сейчас дефицит людей. Понимаю. Но поймите и вы меня. Сказано: имейте веру хоть с зерно горчичное - и будете не только людей для Бога обретать, но и горы переставлять. Вот так. Или Евангелие для вас -  сказка, а единственная наадреналиненная реальность -  это железный кулак и У.Е.? Но Бог не в силе, а в правде. А правда такова, что Господь требует Себе всю нашу душу, а не ее половинку с четвертинкой. Горите, батюшка, в вере - загорятся и другие. И, глядишь, сила молитвы именно Вас и Ваших пасомых сокрушит крылатые ракеты и систему «Град» гораздо действенней, чем все замысловатые приемы типа «орлиного когтя». Или это все опять байки? Что ж, тогда и впрямь - наращивайте  «грудак», квадраты на прессняке, крепите стальные икры и отжимайтесь до упада. А молитва - для слабых и больных, не так ли? Ай-яй-яй…

То же - байкеры. Их принципиальная психология - вызов,  нарушение закона, демонстрации силы, наведение ужаса, шум, грохот, запредельные скорости и адреналин. Это форма агрессивного самоутверждения, грубый подцензурный сленг, свобода секса. Отними о них все это - и байкеризм рассыплется как карточный домик. Но есть священник, который окормляет и их. Он в прошлом - тоже байкер и сохранил в душе ностальгию по прошлому. Чего он хочет - смягчить их нравы? Но тогда они будут не байкерами, а просто - хорошими парнями, катающимися парами или раздельно. Как говорится, в выходные - на дачу и обратно. Но согласятся ли с этим сами байкеры? Насколько известно, они об этом даже и не помышляют. И получается какая-то размытая половинчатость. На этой волне ведь можно и в казино, и в публичный дом пойти Только вот в отличие от древних подвижников веры, которые ходили в притоны и открыто проповедовали там Христа - и преображали своей нравственной высотой и чистотой падших женщин, некоторые нынешние миссионеры, боюсь, могут либо там остаться (чтобы «лучше» познать противника, то есть грех для «борьбы» с ним…), либо вещать оттуда что-то крайне неразборчивое, неубедительное и насквозь фальшивое. Вот, наверное, где собака зарыта. Просто подобные миссионеры так и не освободились от собственных страстей, но по-прежнему услаждаются ими и ни о какой борьбе с собой и своими грехами себе голову не морочат. И именно поэтому никого по-настоящему к этому не призывают и призвать не могут.  Но с байкерами, как говорится, есть еще хоть какое-то поле деятельности. Может, они и вправду откажутся когда-нибудь от своих пристрастий, кто знает. Только вот прогибаться особо  перед ними все-таки не надо. И уж тем более - уподобляться. Не надо, образно говоря, чтобы батюшка ехал куда-то в необозримую дпль, грохоча и стреляя выхлопами, с банданой, заклепками, кофрами и развевающейся рясой впереди всей татуированной братвы. Поверьте, это  будет духовный паноптикум, кусок кошмара, вожделенный эксклюзив для желтой прессы.

Однако совсем уж проблематично в этом плане выглядит работа с фанатами и профессионалами от рока. Рок и христианство базируются на несовместимых принципах. Грохот, бешеный ритм и дикие децибелы находятся в антагонизме с тишиной и сосредоточенностью христианской молитвы, на которой зиждется православие. Как сказано в Третьей книге Царств, Господь - не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра. (3 Цар., 19, 11- 12).

Нерв, сердцевина, смысл и содержание рока - агрессивный ритм шамано-африканского образца. Именно этот особый ритм порождает в моторике и психике адепта сексуально-деструктивную волну, где до сатанизма - один шаг. Походите на дискотеки, послушайте тот же Пинк Флойд - это вселенская тоска, камень на груди, беспросветный духовный мрак и невыносимая душевная тяжесть. Скажете, рок - протест? Да. Но против чего? Изначально и по нарастающей - исключительно против «ханжеской морали» христианства. Ну ведь так, не правда ли? Рок в Европе начинался именно с этого заказного протеста и потом последовательно раскрыл свои извращенческие сатанинские глубины. Взгляните на наркотические бесполо-глумливые лица заядлых рокеров - и вам станет все ясно. Какое тут христианство? Мы - не дети…


Уверенность  одного из приверженцев «христианского рока» отца Сергия Рыбко (в прошлом - рокера) в том, что он, рок, сам по себе не так уж плох и что он, батюшка, каким-то образом «христианизируя» его, делает благое дело, связана только с одним - мы, христиане России, от пятидесятилетнего  возраста и ниже, стали священниками в отрыве от христианской традиции, которая уничтожалась в обществе под корень более ста лет. Этот  разрыв и предопределил нынешние настроения отдельных «продвинутых» священнослужителей (байкеристов, ушу-истов, рокеристов и т.д.), которые, не имея духовного опыта предшествующих поколений (а только лишь опыт своей прежней профессии), начинают ответственнейшее служение в сане практически с духовного нуля. Получив богословское образование лишь в теории, без всякой серьезной практики молитвенного делания,  основываясь на  своих прежних мирских навыках, они подчас по-хлестаковски, «с легкостью необыкновенной» пересматривают вековечные принципы христианства и волюнтаристски перечеркивают их «ради спасения погибающих». А в результате - никого такие «миссионеры» не спасают, но, опуская веру до уровня  толпы, профанируют ее, ужимают и выхолащивают до неузнаваемости. Типичный вариант рок-оперы «Иисус Христос-Суперзвезда». Христос? Христос. Но какой? Не Богочеловек, а просто человек. Добрый и хорошо поющий. Чувствуете разницу? Говорят - пока хоть такой… И принимают Его именно «таким» вот уже больше тридцати лет - и больше ничего не хотят. Извечно искусительный суррогатный принцип - попроще, помягче да послаще. А вы пробовали переводить эту оперу на русский язык? Слащаво-музыкальная зарифмованная ересь а ля Скорцезе:

I don't know how to take this

I don't see why he moves me

He's a man he's just a man

And I've had so many men before

In very many ways

He's just one more…

(из арии Марии Магдалины, поющей о Христе)

И псевдо-христиане млеют… Ах-ах-ах!...

Однако даже в католическом и протестантском мире, который несколько последних десятилетий шел по вышеозначенному пути «приближения христианства к миру» (в то время как православие поднимает мир до себя) и при этом катастрофически уменьшался в численности, сейчас приходят к выводу о том,  что заигрывание христиан с радикальной молодежью не привело их ни к чему путному. Не один и не два миссионера, встав на такой путь опрощения, в конце концов, сами убыли из христианства насовсем: кто - к крутым байкерам, кто - к  безбашенным рокерам. Однако многие из «зависших» между небом и землей западных евангелизаторов, равно как и их паства, ищут сегодня  выход именно в строгой ясности традиционного православия.

Полагаю, что именно такой путь и следует предлагать нашей молодежи. Но для этого миссионеру нужно быть не половинчатым, не духовно бесполым «маней-ваней», не «нашим и вашим», не «мастером бесконечных компромиссов», а личностью во Христе, цельным верующим человеком, каждое слово которого, пусть и самое простое - на вес золота и воспринимается людьми как руководство к действию. И пока этого не будет, мы, христиане, продолжим сдавать позиции и сливаться с миром, казуистически оправдываясь и приближая своей личной равнодушной всеядностью эпоху глобализма с его микрочипами, эклектикой и новой универсальной идеологией, которая освятит грех и объявит его нормой.

Вольно или невольно, но некоторые  модернистские тенденции в православной среде тоже льют воду на глобалистские мельницы.

Простите за расхожий штамп.

Протоиерей Михаил ХОДАНОВ,

главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель

отсюда 

каждому свое, про рок

Previous post Next post
Up