Пока гендиректор компании "Делимобиль" Станислав Грошов объяснял мне, как пользоваться каршерингом, машину, служившую нам "экспонатом", пытались забронировать дважды. "500 наших автомобилей на всю Москву не хватает, - констатировал Грошов. - Но до конца года мы планируем увеличить автопарк в три раза".
Умные машины
Каршеринг, или по-другому краткосрочная аренда автомобиля - явление для столицы новое: первые машины появились в городе в сентябре прошлого года. Принцип работы прост: с помощью установленной на телефон программы "Делимобиль" находишь на улице свободную машину, той же программой ее открываешь и едешь, куда тебе нужно. Потом оставляешь авто на любой парковке, откуда его забирает следующий арендатор. Оплата поездки поминутная - 7 руб. в движении и 2,5 руб. в режиме ожидания, когда уже арендованная машина ждет своего временного хозяина, пока он ходит, например, по торговому центру.
Безусловный плюс каршерингового авто - в том, что у водителя вообще ни о чем не болит голова. Заканчивается бензин? На этот случай в бардачке лежит топливная карта, по которой в машину бесплатно зальют 30 литров бензина. В пункте назначения платная парковка? Не беда, ее оплатит арендодатель, сколько бы авто на этой парковке ни простояло. Правда, если вы оставили машинку в неположенном месте и ее эвакуировали - выручать железного друга придется вам. Как и оплачивать все заработанные во время аренды штрафы за нарушение ПДД. Каждый каршеринговый автомобиль нашпигован электроникой, которая не позволит списать на кого-то чужие штрафы, но и от своих отделаться не получится.
Сам себе такси
Пользоваться каршерингом можно во всем Московском регионе, но завершать аренду нужно в пределах МКАД или, если речь идет о новых столичных территориях, не далее 1 км от метро. "В будущем мы рассматриваем возможность оставлять машины и в области, но пока считаем своей задачей помочь разгрузить от личного транспорта центр Москвы", - говорит Станислав Грошов. Для этого в утренний час пик для тех, кто готов отказаться от личной машины в пользу каршеринга, ввели понижающий тариф: с 6 до 11 утра водители, начинающие движение за ТТК и заканчивающие его внутри Садового кольца, платят по 3,5 руб. за минуту. "До мировых стандартов, когда одна каршеринговая машина заменяет 10-15 личных, нам еще далеко. Пока мониторинг показывает, что делимобиль в Москве равен 4-6 авто", - продолжает Грошов.
Сейчас в системе "Делимобиль" зарегистрировано 70 тыс. москвичей, которые ежедневно арендуют машины до 2 тыс. раз. Все большую популярность у пользователей приобретают поездки в аэропорты. По договоренности с руководством воздушных гаваней для каршеринговых машин выделены специальные стоянки, за которые пассажиры, опять же не платят: в Шереметьево это терминал F, в Домодедово - парковка N 4. Ранним утром или поздним вечером, когда Москва хорошо едет, домчаться до аэропорта из центра города можно за полчаса. Это 210 руб. Дешевле способа добраться в аэропорт в Москве нет. Еще удобнее каршерингом возвращаться из аэропорта, где местные таксисты ломят просто заоблачные цены.
Передай другому
Все делимобили в Москве одинаковые - серо-оранжевые "Хендай Солярис" с автоматической коробкой передач. Внутри - встроенный блок с проводами для зарядки гаджетов. Детских кресел нет и пока не планируется, чтобы не провоцировать арендаторов на плохие поступки, а то иные пассажиры путают личное с общественным и норовят по завершении аренды унести с собой все, что не приколочено. Впрочем, бывают и обратные случаи, когда предыдущие арендаторы оставляют для следующих конфетку или забавное послание. А однажды было: водитель только уселся за руль - и вдруг в темноте с заднего сиденья поднимается человек: "Поехали, шеф!". Арендатор от неожиданности чуть через лобовое стекло не вышел... Оказалось, что в тот момент, когда он бронировал автомобиль, мимо проходил подвыпивший прохожий. Машина на бронь призывно мигнула, прохожий подумал, что это ему, забрался на заднее сиденье и моментально уснул.
К слову, пока это самый существенный минус каршеринга: если аренда понадобилась не в самом центре Москвы, где делимобили стоят буквально один на другом, идти до забронированной машины в среднем приходится 20 минут. Но арендодатели обещают, что эта проблема решится сама собой после увеличения автопарка. Оптимальным показателем будет считается 10-минутный путь до авто.
...Едва я на делимобиле выехала на дорогу, впереди идущая машина настойчиво помигала фарами. Первая мысль: с авто что-то не так! Потом пригляделась - а это меня приветствует "коллега" в таком же делимобиле. За 10 км пути до редакции я насчитала на дороге 4 каршеринговые машины. Эти 10 км, кстати, обошлись мне в полтора часа езды - Москва уже стояла в традиционных вечерних пробках. И в 640 руб. по деньгам. Такси, у которого сейчас тоже поминутная тарификация, стоило бы в два раза дороже. А когда через 10 минут после парковки я вышла из редакции - "мой" делимобиль уже отъезжал с платной стоянки с новым арендатором.
Кстати
По данным столичного департамента транспорта, сегодня в Москве работают три каршеринговых оператора с общим парком в 700 машин. А согласно расчетам экспертов, чтобы "насытить" этой услугой весь город, необходимо
10 тыс. автомобилей. К этой цифре вполне возможно прийти за 5 лет.